Рубрики
Новости

КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Экспертный журнал

КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Investinfra

24.04.2020

ЕВГЕНИЙ БАРЗЫКИН

Генеральный директор ООО «Сибинвестстрой», компании-концессионера по созданию и эксплуатации объекта обработки и захоронения отходов в Калининградской области

Коронавирус: влияние на концессионные проекты в сфере обращения с ТКО

Генеральный директор ООО «Сибинвестстрой», компании-концессионера по созданию и эксплуатации объекта обработки и захоронения отходов в Калининградской области Евгений Барзыкин считает, что вспышка коронавируса и меры, направленные на предотвращение его развития, оказывают крайне негативное влияние на экономическую ситуацию в России. Масштаб потерь от пандемии для населения и бизнеса до настоящего момента не определен и не поддается точному прогнозированию.

Для проектов в сфере обращения с ТКО на основании концессионных соглашений сложившаяся ситуация несет дополнительные риски, которые инвесторы не могли предвидеть на входе в проект. Ключевая причина этого и отличие от подобных проектов в других секторах экономики состоят в том, что концессионер в сфере ТКО осуществляет инвестиционную и операционную деятельность в рамках подписанного концессионного соглашения, которое очень жестко формализует все условия его деятельности.

Данные условия зафиксированы на весь срок концессии и не подлежат изменению или могут меняться по ограниченному набору причин через достаточно сложную и долговременную процедуру с привлечением публичной стороны соглашения и ФАС России.

В настоящий момент мы видим три основных фактора влияния коронавируса на деятельность концессионеров в сфере ТКО:

— Экономический — связанный с уменьшением платежей со стороны образователей ТКО (населения и организаций).

— Экологический — необходимость усиления санитарно-эпидемиологических мер на объектах обработки и захоронения ТКО.

— Технологический — изменение морфологии ТКО за счет снижения доли перерабатываемых отходов и увеличения доли органики.

Ключевой проблемой для операторов инфраструктурных объектов является снижение денежных поступлений от оказания услуг, связанных с замедлением экономической активности и снижением платежной дисциплины со стороны образователей ТКО. При этом на ухудшение уровня оплат влияет как падение доходов населения, так и решение не взымать пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ — люди начинают откладывать во времени оплату нежизненно важных платежей.

Операторы не могут компенсировать такое снижение денежных поступлений сокращением производственных затрат, так как они обязаны соблюдать законодательство и производить обработку всех поступающих отходов в полном регламентном цикле. Более того, в силу сохраняющейся

1

www.investinfra.ru

Экспертный журнал

КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Investinfra

24.04.2020

жизнеспособности вируса на поверхностях предметов, операторы объектов сортировки и обработки отходов должны предпринимать меры по дополнительной обработке производственных помещений, рабочих поверхностей и экипировки рабочих средствами индивидуальной защиты. Также необходимо соблюдать меры социального дистанцирования, что приводит к сокращению физических рабочих мест (постов), реорганизации рабочих смен и увеличению продолжительности рабочих процессов. Все это привело к увеличению эксплуатационных затрат за очень короткий период времени.

I Одновременно наблюдается резкое изменение морфологии отходов: падает доля коммерческих, пригодных к переработке фракций и увеличивается доля полигонного захоронения, что ведет к падению доходов от продажи вторичного сырья при неизменных производственных затратах.

Таким образом, мы наблюдаем падение денежного потока у операторов инфраструктурных объектов, сопровождаемое увеличением их затрат на ведение бизнеса в новых условиях.

При этом все финансовые параметры деятельности концессионеров зафиксированы в концессионных соглашениях. Прежде всего, объем инвестиционных расходов, необходимой валовой выручки (НВВ) и долгосрочных параметров регулирования. Очевидно, что с изменением объема и структуры отходов, снижением объема поступающих платежей, с увеличением инфляции, изменением валютных курсов, переоценкой рисков и лимитов со стороны финансирующих организаций и частных инвесторов, ведущих к росту стоимости заимствований, упомянутые параметры становятся сейчас неактуальными.

■ Финансирование концессионных проектов, в том числе и в сфере ТКО, построено на принципах проектного финансирования — доля заемных средств составляет более 70%, а иногда

и 100% от объема инвестиций.Срок возврата займа — от 10 лет. Все последние сделки по привлечению финансирования используют обеспечение в виде залоговых счетов, предполагающих регулярный поток денежных средств, а также набор жестких ковенант для покрытия обслуживания долга, невыполнение которых позволяет кредитору требовать досрочного погашения долга.

Кроме того, регулируемая форма деятельности концессионера в ТКО и минимальная нормативная норма рентабельности не позволяют создавать резервы для сглаживания негативных факторов. Отражение дополнительно возникших расходов в тарифе оператора или компенсация недополученных доходов через механизм валовой выручки возможны с большим временным лагом — обычно в следующем периоде регулирования.

Такая ситуация неприемлема для инфраструктурного оператора, который несет расходы сейчас и должен неукоснительно выполнять требования законодательства по эксплуатации объектов и обеспечивать сотрудникам необходимые условия для безопасного обращения с ТКО.

Сама природа концессионной деятельности в регулируемой отрасли не обеспечивает добросовестному концессионеру достаточных возможностей в одиночку справиться с кризисом, вызванным короновирусной инфекцией — новые условия требуют вмешательства публичной стороны — государства.

Органы власти предпринимают шаги, направленные на поддержание экономики. Предоставлены отсрочки по оплате коммунальных платежей для граждан, субсидируются заработные платы для МСП, продляются сроки сдачи отчетности и уплаты отдельных налогов и т.п. В части обращения с отходами производится компенсация выпадающих доходов за период кризиса региональным операторам.

2

www.investinfra.ru

Экспертный журнал

КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Investinfra

24.04.2020

С нашей точки зрения, меры поддержки сектора ТКО концентрируются только на видимой части проблемы и текущем решении вопросов региональных операторов: обеспечении вывоза отходов с мест накопления и недопущении мусорных коллапсов, произошедших в отдельных регионах России с введением института регионального оператора в 2018-2019 гг. Деятельность же операторов инфраструктурных объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации ТКО остается за периметром внимания. Такой подход чреват тем, что дворы домов и места накопления отходов будут своевременно убираться, т.е. краткосрочная проблема будет решена, но большая часть айсберга, связанная со стационарной инфраструктурой, останется сама по себе с проблемами, имеющими долгосрочный и более масштабный характер для экологии.

Концентрация внимания регуляторов исключительно на финансовой устойчивости института региональных операторов и фактически отказ в поддержке операторам инфраструктурных объектов откатывает назад саму реформу в сфере ТКО и обесценивает достигнутые результаты за последние несколько лет. И есть большой риск, что операторы инфраструктурных объектов, символизирующие переход национальной системы обращения с отходами в цивилизованное и прозрачное русло, обладающие большим кредитным плечом, в кризисных реалиях окажутся за периметром государственной поддержки вплотную подойдут банкротству и остановке деятельности.

Отсутствие внимания к этой части сектора ТКО создает реальные риски возобновления бесконтрольного размещения отходов в непредназначенных для этого местах, захоронении запрещенных видов отходов, снижении ресурсной базы для переработчиков вторсырья.

Первый дефолт по долговым обязательствам концессионеров заставит финансирующие организации коренным образом и надолго пересмотреть риски этого сектора. Значительно недофинансированной и требующей глобальной модернизации отрасли станет еще сложнее привлекать денежные средства. Целевые показатели национального проекта «Экология» по направлению «Отходы» останутся только планами.

|В этой связи государству необходимо оказать инфраструктурному сектору обращения с ТКО оперативную и комплексную поддержку. Большинство из необходимых мер обсуждается в отрасли и на уровне ФОИВов достаточно продолжительное время. По ним сформированы законодательные инициативы и экспертиза.

Кризисная ситуация является правильным моментом для выполнения задачи спасения инфраструктурных операторов и улучшения условий их деятельности, т.е. увеличения возможностей для привлечения финансирования в сектор.

Необходимые меры поддержки инфраструктурных операторов в ТКО, которые государство должно предпринять в данной ситуации:

1. Компенсация недополученных доходов (НВВ) или увеличившихся расходов не по результатам календарного года, а уже сейчас и далее на ежемесячной основе в течение всего срока сохранения опасной эпидемиологической ситуации. Компенсация должна производиться не только по начисленным доходам за оказанные услуги, но и по фактическим недопоступлениям платежей.

2. Скорейшее расширение мер поддержки инвестиционных проектов со стороны ППК «Российский экологический оператор» и реализация этих мер по направлениям: возмещение расходов по капитальным затратам, выкуп облигаций концессионеров по льготной ставке,

3

www.investinfra.ru

Экспертный журнал

КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Investinfra

24.04.2020

возмещение части процентной ставки по привлекаемым кредитам.

3. Закрепление возможности для заемщика (эмитента) на период сохранения текущей ситуации кризиса, связанной с коронавирусной инфекцией, как минимум не попадать в ситуацию необходимости долгосрочного погашения и дефолта за несоблюдение кредитных ковенант, прежде всего, по коэффициенту достаточного покрытия. При реструктуризации задолженности не учитывать это событие как ухудшение кредитной истории заемщика.

4. Разрешение сторонам концессионного соглашения по обоюдному согласию через упрощенную процедуру без привлечения ФАС вносить в концессионное соглашение изменения, обеспечивающие возможности

концессионера по окупаемости инвестиций: увеличение или введение в текст концессионного соглашения размера платы концедента, размера принимаемых на себя концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта, параметров минимального гарантированного дохода, корректировку суммы инвестиций из-за обоснованного изменения финансовых параметров проекта, увеличение срока концессионного соглашения, изменение размера долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки

5. Внесение изменений в тарифное законодательство в части отмены вычета доходов от вторичных материальных ресурсов из устанавливаемого тарифа на обработку.

4

www.investinfra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *