Categories: Новости

КОНСТИТУЦИОННЫЕ основы ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Гуманитарные дисциплины»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические рекомендации для студентов всех специальностей

КОНСТИТУЦИОННЫЕ основы ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Могилев

Тема 7. Конституционные основы государственной власти в Республике Беларусь

1 Конституция — правовая основа политической системы белорус­ского общества. Политико-правовой статус личности. Основные институ­ты власти.

2 Законодательная власть как одна из ветвей власти. Парламент, структура и полномочия. Развитие парламентаризма в Республике Беларусь.

3 Исполнительная власть в политической системе белорусского об­щества. Правительство, состав, структура, полномочия и функции. Госу­дарственный аппарат и государственное управление на локальном уровне

1 Конституция — правовая основа политической системы белорусского общества. Политико-правовой статус личности. Основные институты власти.

Основным законом государства, закрепляющим организацию госу­дарственной власти и определяющим ее взаимоотношения с обществом и гражданами, является конституция.

Понятие «конституция» может употребляться в двух основных значениях.

1 Юридическая конституция — это документ, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке и имеющий особый объект (т. е. регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества). В своем формальном или узком значении понятие конституции идентично понятию юридической конституции.

2 Фактическая конституция — реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в стране. Употребление термина «конституция» в содержательном (широ­ком) значении указывает на значимость общественных отношений, регулируемых конституционными нормами, и предполагает практическую реализацию прописанных в них принципов.

Право принятия Конституции может быть предоставлено учреди­тельному собранию (например, Конституция Италии, Конституция Ин­дии), избирательному корпусу посредством референдума (Конституция Франции, Конституция Турции) или главе государства (Конституция Ира­на, Конституция Афганистана). Последняя категория называется октрои­рованными («дарованными») конституциями. В Республике Беларусь Кон­ституция принимается и изменяется путем всенародного голосования на референдуме.

Предмет конституционного регулирования любой современной страны включает:

— провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

— изложение принципов организации государственной власти.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств — юридических, политических и идеологических.

Юридические свойства Конституции:

— верховенство по отношению к другим нормативным актам. Конституция является первичным источником национального права. В ней часто оговаривается необходимость принятия законов, развивающих отдельные положения Конституции. В Конституции РБ имеется около ста ссылок на законы;

— стабильность. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята в 1787 г. и действует уже более 200 лет. В нее внесено всего 27 поправок. Стабильности конституции содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее изменения.

Политические свойства Конституции заключаются в том, что она фиксирует:

— предмет согласия различных социальных сил;

— результаты политической борьбы;

— состояние общественных отношений;

— программу с ориентирами развития государства и общества, которые являются основой для реальных действий государственных институтов.

Идеологические свойства Конституции заключаются в том, что она выражает:

— определенный тип мировоззрения;

— социально-политическую доктрину, которая господствует в обществе или принята его руководящими силами.

Практически все современные демократические конституции содержат определенные идеалы, принципы и цели, служащие ориентирами для повседневных действий органов государственной власти. Ценности, отражающие идеологические свойства Конституции Беларуси, закреплены в разделе II «Личность, общество, государство» (ст. 21-63). Они вопло­щают в себе основу для разнообразия частных (индивидуальных или групповых) интересов и ценностей, свобода выражения которых обеспечивается государством. В Конституции Беларуси зафиксированы не только ценности, объединяющие общество, но и свободы граждан в выборе мировоззренческих ориентиров и политической позиции. «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них» (ст. 33).

Свобода мнений также реализуется в свободе собраний, митингов,

шествий, демонстраций, свободе объединений и праве граждан на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37). Реализация положений, воплощающих идеологические свойства Конституции Республики Беларусь, является основой утверждения в стране демократии.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. Они изложены в разделе I Конституции, который закрепляет взаимную ответственность человека, гражданина и государства. В нем Беларусь характеризуется как «унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1), которое «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (ст. 8). Провозглашается верховенство воли народа, являющегося «единст­венным источником государственной власти и носителем суверенитета» (ст. 3). В этом же разделе закрепляется принцип верховенства права (ст. 7) и нормы, гарантирующие политический плюрализм (ст. 4), разделение властей (ст. 6), право на развитие всех государственной и частной форм собственности (ст. 13) и др.

Нормы первого раздела обладают большей юридической силой по отношению к нормам других разделов Конституции. Таким образом, основы конституционного строя Беларуси служат юридической базой для построения правового государства как основы формирования гражданского общества и для выработки оптимального баланса прав и законных интересов государства, общества и человека. На современном этапе развития белорусской государственности на первый план выходят проблемы наиболее полного воплощения конституционных положений в реальной жизни.

Принципы народного суверенитета и народовластия

Суверенитет — это независимое полновластие субъекта права при принятии решения в границах предоставленной ему компетенции. Основой народного суверенитета является условие, когда народ обладает социально-экономическими и политическими средствами обеспечения реального и всестороннего участия всех граждан в управлении делами общества и государства.

Ст. 3 Конституции Беларуси гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, установленных Конституцией».

Народ страны в лице избирателей осуществляет свою волю:

— на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном голосовании (в ходе формирования представительных органов власти республиканского и местного уровня, а также избирания главы

государства);

— путем проведения референдумов;

— реализуя возможность граждан участвовать в управлении делами общества и государства через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения;

— другими определенными законом способами, например, через участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

Согласно Конституции, народ не только конституирует (учреждает, узаконивает) государственную власть (органы государства), но и осуществляет контроль за ее деятельностью. Для этого используются различные формы, в том числе перевыборы должностных лиц, получивших от граждан свой мандат на пребывание в должности, отзыв депутатов и др.

Право выступать от имени народа принадлежит исключительно высшим органам государственной власти, созданным в соответствии с за­коном. «Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (ч. 2 ст. 3 Конституции). Государственная власть, игнорирующая волю народа или устанавливаемая путем насилия и иных незаконных действий, является незаконной.

Государство — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Государственный суверенитет является фор­мой выражения и обеспечения народного (национального) суверенитета. Он означает независимость и самостоятельность высших органов государ­ственной власти и управления в осуществлении полномочий, представлен­ных им народом, во внутренней и внешней политике, без иностранного вмешательства. Государственный суверенитет осуществляется законода­тельными, исполнительными и судебными органами власти и проявляется в единстве, верховенстве и независимости государственной власти.

Единство власти имеет три разных аспекта: социальное единство власти, которое проистекает из единства природы господствующих в об­ществе социальных групп; политическое единство, означающее единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов, обусловленное необходимостью согласованного управления об­ществом; организационно-правовое единство, позволяющее признать в со­ответствии с Конституцией высшим определенный вид органов государ­ственной власти.

Верховенство как свойство государственной власти выражает ее политико-правовую сущность и проявляется в соответствующих формах

деятельности государства внутри его границ. Верховенство состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан. Оно предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны.

Независимость государственной власти означает ее исключи­тельное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок на своей территории. Независимость государства также означает, что другие государства не могут вмешиваться в его внутренние дела. Независимость вовне и верховенство внутри страны — две взаимообусловленные черты государственного суверенитета.

2 Законодательная власть как одна из ветвей власти. Парламент, структура и полномочия. Развитие парламентаризма в Республике Беларусь.

Подробно с деятельностью Национального Собрания РБ можно ознакомиться на сайтах его палат:

Палата Представителей http://www.house.gov.by/;

Совет Республики http://www.sovrep.gov.by/.

Высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти является парламент. Представительный — это значит, что в его составе заседают прежде всего избираемые народом (частично назначаемые) его представители (депутаты), которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законо­дательный — это означает, что основная задача парламента — принятие за­конов. Слово «парламент» впервые появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler — говорить), а некоторые авторы связы­вают его с латинским parlare — говорить, разговаривать.

Можно привести целый ряд примеров:

— Великое национальное собрание — однопалатный парламент Турции;

— Верховная рада — однопалатный законодательный орган (парла­мент) Украины;

— Законодательное собрание — однопалатный парламент в Сальва­доре;

— Кнессет — однопалатный парламент Израиля;

— Меджлис — однопалатный законодательный орган (парламент) Ирана;

— Народное собрание — однопалатный парламент в Болгарии и Ал­бании;

— Риксдаг — однопалатный парламент Швеции;

— Собрание республики — однопалатный парламент Португалии;

— Стортинг — однопалатный парламент Норвегии;

— Фолькетинг — однопалатный парламент Дании;

— Эдускунт — однопалатный парламент Финляндии.

— Национальный конгресс — двухпалатный парламент в Бразилии, Доминиканской Республике и Чили;

— Конгресс США двухпалатный парламент США;

— Федеральное Собрание Российской Федерации — постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Фе­дерации.

Институт парламентаризма в Республике Беларусь имеет многове­ковую историю, неотделимую от развития ее государственности. В Бела­руси существовали почти все виды и формы представительной демокра­тии, известные в Европе. Истоки белорусского парламентаризма берут свое начало в Полоцком вече, сеймах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, Государственной думе Российской империи. В совет­скую эпоху народное волеизъявление осуществлялось во время проведе­ния всебелорусских съездов Советов и созывов Верховного Совета Бело­русской ССР. 27 июля 1990 г. Верховный Совет принял Декларацию о гос­ударственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. В августе 1991 г. было объявлено о политической и экономи­ческой независимости, и Декларация о государственном суверенитете при­обрела статус конституционного акта. Беларусь в этот период являлась парламентской республикой. 15 марта 1994 г. была принята новая Консти­туция Республики Беларусь, которой вводился институт президентства. Президент Республики Беларусь является главой государства и исполни­тельной власти. В соответствии с изменениями и дополнениями, внесен­ными в Конституцию Республики Беларусь республиканским референду­мом 24 ноября 1996 г., представительным и законодательным органом страны является Парламент — Национальное собрание Республики Бела­русь. Парламент состоит из двух палат — Совета Республики и Палаты представителей.

Хронология развития парламентаризма на территории Беларуси:

— X-XI вв. Племенные народные собрания на белорусских землях преобразуются в органы территориального самоуправления — вече;

— XI-XII вв. Наибольшую известность и значимость получает По­лоцкое вече, решения которого обязательны для жителей всего княжества;

— XIII в. Создание Великого княжества Литовского;

— XV в. Выделение шляхты и мещан (горожан) из массы местного населения привело к появлению сословно-представительных органов — сеймов;

— 29 сентября 1529 г. Введение в действие Статута Великого кня­

жества Литовского;

— 1566 г. Принятие новой редакции Статута Великого княжества Литовского;

— 1569 г. Объединение Великого княжества Литовского с Королев­ством Польским в Речь Посполитую;

— 1588 г. Принята новая редакция Статута Великого княжества Ли­товского, которая законодательную власть закрепляет за сеймом, исполни­тельную — за Великим князем и радой, судебную — за великокняжеским и главным судьей, а также за местными судьями;

— 1840 г. На белорусских землях прекращено действие Статута Ве­ликого княжества Литовского и введено российское законодательство;

— 1906-1917 гг. Представители белорусских губерний участвуют в выборах и работе Государственной думы Российской империи;

— 2-3 февраля 1919 г. В Минске проходит I Всебелорусский съезд Советов;

— 1920-1937 гг. Проведено одиннадцать всебелорусских съездов Советов (два внеочередных);

— 1937 г. Принята новая Конституция БССР, в соответствии с кото­рой Всебелорусский съезд Советов заменен однопалатным парламентом — Верховным Советом БССР;

— 26 июня 1938 г. Состоялись первые выборы в Верховный Совет БССР;

— 1978 г. Внеочередная девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла новую Конституцию БССР;

— 27 июля 1990 г. Верховный Совет принял Декларацию о государ­ственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Респуб­лики;

— 13 июня 1991 г. Принят Закон «О народном голосовании (рефе­рендуме) в Республике Беларусь»;

— 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь при­нята новая Конституция Республики Беларусь, которой введен институт президентства.

Согласно Конституции 1994 г., высшим представительным постоян­но действующим и единственным законодательным органом государ­ственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он со­стоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на 5 лет.

В ст. 6 Конституции было закреплено разделение властей в государ­стве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодей­ствуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Консти­туция Республики Беларусь 1994 г. закрепляла за высшим представитель­ным органом право принимать законы, принимать и изменять Конститу­цию.

Необходимость конституционной реформы в 1996 г. обусловлива­лась объективными факторами. В Конституции Республики Беларусь в ре­дакции 1994 г. изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства ветвей вла­сти и их самостоятельности, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего прежде всего над властью исполнительной.

Таким образом, Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти. Он выступал не только в качестве одной из ветвей власти, но и по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изме­нять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые из­менения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность приня­тия решений по любому вопросу.

Поэтому неслучайно наиболее существенные изменения в новой ре­дакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и де­ятельности высших органов государства — Президента, Парламента, Пра­вительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение.

Конституционная реформа 1996 г. выразилась в установлении сба­лансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента функций Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, в учреждении двухпалатного Пар­ламента (Палаты представителей и Совета Республики), в повышении роли Правительства — Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально­культурной и административно-политической сфер деятельности.

Парламент Беларуси называется Национальное собрание Респуб­лики Беларусь. Оно является органом представительной и законодатель­ной власти Республики Беларусь и избирается на 4 года. Состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Палата предста­вителей ежегодно проводит по две очередные сессии, внеочередные сессии созываются по инициативе Президента страны. В составе Палаты предста­вителей 110 депутатов, избираемых путем прямых всенародных выборов. Депутаты должны быть гражданами Беларуси в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики.

Совет Республики — это региональный представительный орган, со­стоящий из 64 членов. По восемь избирается от каждой области путем тайного голосования от местных советов и восемь от горсовета города Минска, восемь членов назначает Президент Беларуси. Кандидаты в члены Совета Республики должны быть в возрасте от 30 лет и постоянно прожи­

вать в соответствующем регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет.

В соответствии со ст. 97 Конституции Палата представителей Наци­онального собрания Республики Беларусь:

— рассматривает по предложению Президента либо инициативе 150 000 граждан, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Консти­туции;

— рассматривает проекты законов о гражданстве, государственном бюджете, налогах, военную доктрину, вопросы прав, свобод и обязанно­стей граждан и т. д.;

— назначает выборы Президента, принимает его отставку, выдвига­ет обвинение против него;

— дает согласие на назначение Премьер-министра, заслушивает, одобряет или отклоняет его программу;

— дает согласие на назначение Президентом председателей Консти­туционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов, председателя и членов правления Национального банка, председателя Центральной ко­миссии по выборам;

— избирает шесть судей Конституционного суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам;

— отменяет решения местных Советов и принимает решения об их роспуске в тех случаях, когда они нарушили законодательство;

— рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и во­енного положений, полной или частичной мобилизации;

— рассматривает обвинения против Президента, выдвинутые Пала­той представителей и выносит решения о его смещении, а также иные во­просы, предусмотренные Конституцией.

Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представи­телей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты про­ходят два чтения. Законопроект принимается, если за него проголосует большинство от полного состава каждой палаты. Одобренные парламен­том законопроекты становятся законом, если их подписывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, пра­вительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее пятидеся­ти тысяч человек.

3 Исполнительная власть в политической системе белорусского общества. Правительство, состав, структура, полномочия и функции. Государственный аппарат и государственное управление на локальном уровне.

Подробно с деятельностью Совета Министров РБ можно ознако­миться на его сайте http://government.gov.by/ru/main.html.

Согласно главному закону страны, исполнительную власть в Респуб­лике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Респуб­лики Беларусь — центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Рес­публики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Бела­русь, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Рес­публики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и ру­ководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня вне­сения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукрат­ного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить испол­няющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представите­лей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

— осуществляет непосредственное руководство деятельностью Пра­вительства и несет персональную ответственность за его работу;

— подписывает постановления Правительства;

— в двухмесячный срок после своего назначения представляет Пар­ламенту программу деятельности Правительства, а в случае её отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

— информирует Президента об основных направлениях деятельно­сти Правительства и о всех его важнейших решениях;

— выполняет другие функции, связанные с организацией и деятель­ностью Правительства.

Правительство или любой член Правительства вправе заявить Пре­зиденту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осу­ществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей во­

тума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществ­лять свои полномочия.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Прави­тельства.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Респуб­лики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового Правительства.

Полномочия Правительства Республики Беларусь:

— руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

— разрабатывает основные направления внутренней и внешней по­литики и принимает меры по их реализации;

— разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парла­мент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

— обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

— принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— выступает от имени собственника в отношении имущества, явля­ющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

— обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, ука­зов и распоряжений Президента;

— отменяет акты министерств и иных республиканских органов гос­ударственного управления;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конститу­цией, законами и актами Президента.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имею­щие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а Пре­мьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Рес­

публики Беларусь.

Таким образом, правительство — это центральный орган государ­ственного управления в Республики Беларусь, осуществляющий в соответ­ствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Правительство как высший орган государственно­го управления тесно связано с другими органами власти — Президентом и Национальным Собранием Республики Беларусь. Именно в деятельности правительства реализуется в жизнь основополагающие принципы белорус­ского государства, отражённые в Конституции и законах, а также в поли­тической программе Президента, которая отражает интересы большинства избирателей Республики Беларусь, проголосовавших за неё на президент­ских выборах.

Поскольку важнейшие правительственные решения принимаются Президентом, то Совет Министров Республики Беларусь следует рассмат­ривать не как политическое, а как техническое правительство.

Идеологическая деятельность Правительства имеет два аспекта: практический и информационно-пропагандистский.

Идеология практической деятельности Совета Министров проявля­ется в осуществлении кадрового, финансового и материального обеспече­ния деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организационных структур, в способах распоряжения материальными, фи­нансовыми и прочими ресурсами. Практический аспект идеологической ра­боты белорусского Правительства отражен в постановлениях, программах, правилах, инструкциях, предписаниях и запретах. Будучи универсальным началом жизни белорусского общества и государства, идеология проникает во все сферы его жизнедеятельности, в том числе и в деятельность исполни­тельной власти. Таким образом, идеология практической работы Правитель­ства заключается в реализации им экономической, аграрной, социальной, жилищной и др. политики белорусского государства.

Организация информационно-пропагандистской работы Прави­тельства направлена на формирование определенного общественного мнения через СМИ. В отличие от практической управленческой и испол­нительно-распорядительной деятельности, она адресована непосредствен­но гражданам Беларуси и имеет целью выработку в них таких качеств, как ответственность, чувство долга, правдивость, патриотизм и т. п. Действия Правительства и всех органов исполнительной власти по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, необходимых для динамичного раз­вития общества, призваны обеспечить в Беларуси создание культурной и эмоционально-психологической основы для глубокого укоренения в обще­ственном сознании идеологии белорусского государства.

Местное самоуправление — способ реализации принципа разделе­ния властей по вертикали в отличие от разделения властей на исполни­

тельную, законодательную и судебную по горизонтали. Децентрализация власти, ее распределение среди множества местных органов управления призваны сделать ее более ответственной и дать населению возможность контролировать ту власть, с которой ему чаще всего приходится взаимо­действовать.

В сегодняшнем белорусском законодательстве термин «местная власть» отсутствует. Специфику белорусской модели общественного раз­вития характеризует вертикальная система исполнительной власти и пре­зидентская вертикаль, представленная исполкомами и местными админи­страциями, которые не входят в систему местного самоуправления, а пред­ставляют собой самостоятельную систему местного управления.

Основные принципы системы местного управления и само­управления в Республике Беларусь изложены в разделе V Конститу­ции, в законах «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Рес­публике Беларусь» (от 20 февраля 1991 г.) и «О статусе депутатов местных Советов» (от 27 марта 1992 г.), в Избирательным кодексе и других законо­дательных и подзаконных нормативных актах.

После разработки и принятия специального законодательства по налогообложению, бюджетной системе, по проведению референдумов и другим вопросам Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь быстро устарел. Тем не менее, само его принятие в свое время оказалось наиболее прогрессивным шагом в сторону демокра­тизации общества и децентрализации управления. В соответствии со ст. 1 данного закона, местное самоуправление — это форма организации и дея­тельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения. Местное самоуправление орга­низуется исходя из интересов населения и особенностей развития админи­стративно-территориальных единиц на основе собственной материально­финансовой базы и привлеченных средств.

Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются:

— местные Советы депутатов;

— органы территориального общественного самоуправления (сове­ты и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные);

— местные референдумы;

— собрания (сходы) граждан;

— иные формы прямого участия граждан в государственных и об­щественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах админи­стративно-территориальных и территориальных единиц. Ст. 12 закона

«О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» в Беларуси устанавливает три территориальных уровня местных Советов:

— первичный, к которому относятся сельские, поселковые и город­ские (городов районного подчинения) Советы;

— базовый, включающий городские (городов областного подчине­ния) и районные Советы;

— областной, представленный областными Советами. Минский го­родской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Помимо местного самоуправления, в Беларуси существует местное управление — форма организации и деятельности местных исполнитель­ных и распорядительных органов для решения вопросов местного значе­ния, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, район­ных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

С появлением в Беларуси Главы государства и исполнительной вла­сти (в соответствии с Конституцией 1994 г. Президент должен был совме­щать две эти функции) были предприняты меры, направленные на постро­ение исполнительной вертикали в областях, районах, городах и на других уровнях. Впоследствии эти изменения были закреплены в редакции Кон­ституции, утвержденной на референдуме 24 ноября 1996 г. На сегодняш­ний день президентская вертикаль является главной силой, которая, наряду с советами, профсоюзами и молодежной организацией, организует хозяй­ственно-экономическую, социально-культурную и политическую жизнь на местах.

Повседневная жизнь локальных сообществ — это благодатная почва для возрождения традиционных ценностей. Налаженный быт, благоприят­ная социальная и экологическая среда являются условиями для здорового морально-нравственного развития личности. Еще советская практика идейно-воспитательной работы показала, что вести ее легче и проще в тру­довом коллективе, но наилучший результат ее обеспечивается по месту жительства населения, особенно в условиях сельскохозяйственных пред­приятий, территориальные структуры, где проживает работающее населе­ние, и производственные единицы которых совпадают.

Тема 10. Избирательные системы

1 Избирательная система и её типы. Избирательное право. Выборы и их роль выборов в политической системе современного общества.

2 Избирательный процесс: избирательная процедура и избиратель­ная кампания.

3 Избирательная система Республики Беларусь. Электоральное по­ведение граждан Республики Беларусь. Абсентеизм и его причины.

1 Избирательная система и её типы. Избирательное право. Выборы и их роль выборов в политической системе современного общества.

Выборы — способ формирования органов власти и управления с по­мощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избира­тельной системой) политической воли граждан. В результате выборов из­бранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы ис­пользуются в различных демократических организациях: партиях, проф­союзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обще­ствах и т. д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в мас­штабах государства всей политической системы.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близо­сти этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в Конституции и других законах отно­сительно регулярный, периодичный процесс избрания состава орга­нов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно ис­пользуется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т. п.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой меха­низм, главная форма проявления суверенитета народа, его политиче­ской роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граж­дан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответствен­ность перед народом, изменять политический курс и т. д.

Выборы — достаточно частое в политической и общественной жиз­ни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и ис­полнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Так, в США один раз в 4 года проводятся федеральные, общенациональные пре­

зидентские выборы, каждые 2 года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти же сроки — раз в 2 года, но не на 2, а на 6 лет, избирается одна треть членов верхней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные со­брания, генеральные прокуроры и другие должностные лица, на местном уровне — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли, надзиратели школ и т. д. Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Многообразие электоральных форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на госу­дарственные и общественные дела (рис. 1).

Выборы могут быть:

— демократические и недемократические;

— очередные и внеочередные — внеочередные проводятся в случае, если должностное лицо или парламент целиком уходит в отставку до окончания срока полномочий;

— прямые и косвенные — косвенные выборы предполагают двух­ступенчатую систему избрания; сначала граждане избирают своих пред­ставителей, затем последние голосуют за того или иного кандидата в соот­ветствии с наказом избирателей;

— дополнительные — проводятся в случае необходимости запол­нить вакансию, появившуюся в результате неспособности одного из депу­татов выполнять свои обязанности или его преждевременной смерти;

— частичные — так избирается верхняя палата парламента в США, каждые 2 года переизбирается одна треть, за 6 лет состав сменяется полно­стью.

Функции выборов:

— артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В предвыборных программах кандидатов интересы артикулируются, т. е. получают четкую формулировку и агрегируются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворе­чивую, пригодную для реализации форму;

— контроль за институтами власти;

— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;

— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правитель­ства, президента и т. п.;

— расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процес­са кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных платформы. Выборы —

важнейший канал обратных связей между гражданами и властью;

— канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволя­ют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказать­ся от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы;

— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач;

— политическая социализация населения, развитие его полити­ческого сознания и политического участия. В ходе избирательного про­цесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт;

— рекрутирование политической элиты;

— генерирование обновления общества посредством конкурент­ной борьбы альтернативных политических программ. Выборы — это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институциализирован- ных влияний на государство и общество. Они дают возможность различ­ным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные воз­можности для преодоления неэффективной политики и утверждения но­вых, жизнеспособных идей и политических платформ;

— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. Эффективность оп­позиции предполагает выполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной полити­ки. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопо­ставлению своих программ, компромиссам и коалициям, способствуют консолидации оппозиции [34, с. 345-346; 16, с. 212-214].

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, ес­ли сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценно­стями. Их главное социальное назначение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Термин «избирательное право» может использоваться в двух ос­новных значениях: совокупность правовых норм, регулирующих подго­товку, проведение и подведение итогов выборов; право граждан выбирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избира­тельное право).

Выборы — это процедура, при которой определенная группа людей выделяет из своей среды одного или нескольких представителей для исполнения каких-либо общественных функций

Ценз — ограничение, которое налагается на право граждан избирать и быть избранными.

Цензы бывают: возрастные, образовательные, профес­сиональные, гражданства и т. д.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, на основе которых определяются результаты голосования

Типы избирательных систем

Абсолютного боль­шинства

50 % + 1 голос

Мажоритарная

Пропорциональная

Смешанная

Относительного большинства

Больше, чем осталь­ные кандидаты

Квалифицирован­ного большинства

Порог четко опреде­

лен, напр. 30 %

Характерна для парламент­ских систем, места в парла­менте распределяются про­порционально набранным голосам

Частично-мажоритарная, ча­стично-пропорциональная Пример: выборы в парламент РФ

Рисунок 1 — Избирательные системы

Активное избирательное право — это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, об­разовательные, расово-национальные и другие ограничения — цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некото­рые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно. Например, в Италии и Японии это случи­лось в 1945 г., в Греции — в 1956, в Швейцарии — в 1971 [25, с. 278; 26, с. 236-237].

Осуществление активного избирательного права может быть пря­мым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную долж­ность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президен­ты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Ма­лайзии и других государств. Во Франции часть сената формируется путем трехступенчатых выборов.

Пассивное избирательное право — это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представи­тельные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рожде­нию. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, явля­ющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладаю­щий избирательным правом и проживающий в стране не менее 10 лет [11, с. 279].

Демократические принципы избирательного права включают:

1 Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, наци­ональной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уров­ня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убежде­ний, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кан­дидатов) право на участие в выборах.

2 Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, кото­рый оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку.

3 Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно.

4 Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принима­ет решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную долж­ность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидата­ми нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непо­

средственно определяющих персональный состав депутатов [17, с. 347; 12, с. 234-235].

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1 Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие по­литического, административного, социально-экономического, психологи­ческого и информационного давления на избирателей, активистов, канди­датов и организаторов выборов.

2 Наличие выбора, альтернативных кандидатов.

3 Состязательность, конкурентность выборов. Различные поли­тические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирате­лей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4 Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели мог­ли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5 Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на прове­дение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевиде­нии и радио и др.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются резуль­таты голосования и распределяются депутатские мандаты [12, с. 241].

Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, природой ее политических партий. Потому электоральные за­коны перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Неслучайно в условиях круп­ных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изме­нилась избирательная система в России, идет реформа избирательной си­стемы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

Выбор той или иной избирательной системы влечет за собой суще­ственные изменения в расстановке политических сил. Так, во Франции из­

бирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз существенно менялся в зависимости от сложившегося соот­ношения политических сил. Американская система соответствует характе­ру сложившегося там водораздела между основными тенденциями, парти­ями и способствует его сохранению и даже углублению. Итальянская (пропорциональная) система учитывает более многообразный политиче­ский мир этой страны, хотя уже не в полной мере соответствует нынешней расстановке политических сил, что и вызывает необходимость реформы избирательной системы [11, с. 283].

Таким образом, избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, ка­ковы политические традиции и культура. Поэтому политики, как правило, осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредска­зуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.

Наиболее распространены три избирательные системы: мажори­тарная, пропорциональная и смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

При мажоритарной системе (от фр. majorite — большинство) прини­маются в расчет только голоса, отданные за кандидата, получившего большинство голосов. Победитель получает все. Эта система действует в Великобритании, США, Франции, Японии и в Беларуси. Она основана на одномандатных округах, т. е. от округа избирается только один депутат.

Существует 3 вида мажоритарной системы:

1 Система абсолютного большинства: победитель должен собрать более половины голосов (минимум 50 % + 1 голос) в данном избирательном округе. Поскольку так много голосов получить очень сложно, голосование по этой системе обычно проходит в два тура. Во 2-й тур допускаются кандида­ты, набравшие в 1-м туре больше всего голосов. Во втором туре победителем считается тот, кто получил простое большинство голосов.

2 Система относительного большинства: победителем считается кандидат, собравший больше голосов, чем каждый из его соперников по одиночке. При этом он может собрать меньше половины всех голосов. При полном равенстве голосов вопрос решается жребием.

3 Система квалифицированного большинства: победитель дол­жен получить заранее установленное большинство, превышающее 50 % — чаще всего 2/3 или 3/4.

Мажоритарная система имеет и недостатки, и достоинства. Недо­статки её в том, что не обеспечивается принцип всеобщего избирательно­го права, так как не учитываются голоса за остальных кандидатов; мелкие партии не получают представительства; в политике депутатов могут брать верх интересы своего округа над общенациональными интересами; из­бранный по этой системе глава государства может не представлять интере­сы большинства избирателей; избирательные округа могут быть так созда­

ны, что количество голосов может не соответствовать полученным местам в парламенте.

К достоинствам мажоритарной системы относится то, что мощная поддержка депутата в своем округе делает его более влиятельным и неза­висимым в парламенте, а также то, что в парламенте создается устойчивый расклад сил, что позволяет создать стабильное правительство.

Пропорциональная система обычно используется на выборах в парламент. По ней места в парламенте распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, отданных за каждую из них. Существуют два вида этой системы:

— пропорциональная система на общегосударственном уровне. При ней округа не выделяются и граждане голосуют за политические пар­тии в масштабе всей страны. На основании полученных результатов рас­пределяются места в парламенте;

— вариант многомандатных округов. Тут места распределяются в зависимости от влияния различных партий в масштабах округа.

При пропорциональной системе кандидаты выдвигаются только по­литическими партиями (каждая составляет свой список), а избиратель го­лосует за список той или иной партии или блока.

В некоторых странах сильные партии добились законодательных га­рантий от проникновения в парламент небольших партий. К ним относится «процентный барьер». Если партия не набирает установленный законом минимум голосов, то она не допускается к участию в распределении мест. Чаще всего это 5 % (Россия, Германия), в Швеции — это 4 %, в Израиле — 1 %. Партии, преодолевшие барьер, делят и оставшийся процент. Обычно от этого правила освобождаются партии национальных меньшинств (в странах Восточной Европы).

После голосования начинается распределение мандатов на основе избирательной квоты — количества голосов, необходимых для избрания одного депутата. Каждая партия получает по округу столько депутатских мандатов, сколько вписывается в квоту в зависимости от полученных го­лосов.

К достоинствам пропорциональной системы относятся: более пол­ное представительство в парламенте политических партий и возможность принятия решений, в большей степени отвечающих интересам различных групп населения. А к недостаткам — ослабление связей между избирателя­ми и парламентариями, т. к. люди голосовали не за конкретных людей, а за партии; зависимость депутатов от партийных структур; представительство в парламенте политических сил, не имеющих серьезной поддержки по всей стране, что ведет к созданию неустойчивых коалиционных правительств.

В современном мире применяются различные модификации как мажо­ритарной, так и пропорциональной систем. Многие страны, стремясь макси­мально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки,

применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депута­тов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного боль­шинства, вторая половина — по пропорциональной системе.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зе­леных» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет по­зитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избиратель­ной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голо­сует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ран­жирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий опреде­ляет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е — 2, за 5-е — 1 балл. После голосования полученные баллы сумми­руются и по их количеству определяется победитель.

2 Избирательный процесс: избирательная процедура и избирательная кампания.

Избирательная процедура — это мероприятия государства по орга­низации и проведению выборов, избирательный закон в действии.

Избирательная процедура как совокупность организационных пра­вил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно дли­тельное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кам­пания. Избирательная процедура включает в себя:

— назначение выборов;

— создание избирательных органов, ответственных за их проведение;

— организацию избирательных округов, районов, участков;

— регистрацию кандидатов в депутаты;

— определенную финансовую поддержку выборов;

— охрану порядка в ходе их проведения;

— определение результатов голосования.

Избирательная кампания — это действия непосредственных участ­ников выборов, соперничающих на выборах сторон — партий, различных общественных организаций, самих кандидатов.

Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п. В государствах со сложившейся демократией тон в избирательной кампании задают партии и блоки партий. Так называемые независимые кандидаты в этих государствах, как правило, не имеют серьезных шансов на победу.

Избирательная борьба — основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе. Можно даже в определенном смысле утверждать, что демократические партии рождаются и существуют для

выборов. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электора­та. Электорат (от лат. elector — избиратель) — это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах. Например, электорат со­циал-демократических партий составляют в основном рабочие, интелли­генция, служащие, мелкие собственники. Электорат не есть некая строго очерченная социальная группа, хотя ему и присуща некоторая относитель­ная стабильность. От выборов к выборам электорат той или иной партии меняется как в количественном, так и в качественном отношении. К при­меру, после того как из фактически двухпартийной системы Великобрита­нии лейбористы вытеснили либералов, электорат первых в значительной степени пополнился за счет электората вторых.

Избирательная кампания — весьма дорогостоящее мероприятие. В ре­зультате преимущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто богат. С целью как-то смягчить это не украшающее демократию явление в некоторых странах (США, Великобритании, Японии, ЮАР) за­кон устанавливает допустимую максимальную сумму предвыборных рас­ходов, но проконтролировать его выполнение трудно. Кроме того, с целью создания «равных условий» соперничающим на выборах группировкам практикуется их государственное финансирование в виде субсидий или возмещения избирательных расходов, но предназначенные для этого сум­мы попадают опять-таки в руки более сильных и менее нуждающихся. В одних странах для получения государственной финансовой помощи пар­тии необходимо собрать определенный минимум голосов (в Швеции — 2 %, в ФРГ — 0,5 %), в другом — выдвинуть кандидатов в определенном числе округов (Италия, Норвегия). Выделяемая сумма пропорциональна количе­ству собранных партией голосов (ФРГ, Норвегия) или выдвинутых ею кандидатов (Швеция, Дания, Финляндия).

Избирательная кампания заканчивается за день до выборов, чтобы дать возможность избирателям определиться со своим выбором.

Кульминацией избирательной процедуры является день выборов. Во многих современных государствах голосование — не только право, но и обя­занность, за невыполнение которой полагается нaказание: в Бельгии, Нидер­ландах, Австралии — штраф, в Пакистане — тюремное заключение. Объясня­ются подобные строгости нарастанием aбcентизма (от лат. absentia — отсут­ствие) — уклонения граждан от участии в выборах.

В некоторых странах во избежание «выборной давки» ограничивает­ся количество кандидатов, баллотирующихся по каждому избирательному округу. Так, в Великобритании это число не должно превышать пяти кан­дидатов. Кроме того, каждый кандидат вносит довольно большой денеж­ный залог, который будет удержан, если претендент не наберет минимум 5 % от общего числа голосов.

Избирательная процедура завершается подсчетом голосов, определе­нием и объявлением итогов выборов. Подсчет голосов не представляет ни

технической, ни моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не входят в их число, возможна и фальсификация итогов голосова­ния. Такое имело место на президентских выборах 1986 г. на Филиппинах, на парламентских выборах 1988 г. в Бангладеш и других странах.

3 Избирательная система Республики Беларусь. Электоральное поведение граждан Республики Беларусь. Абсентеизм и его причины.

Задание

Повторите материал темы. Изучите Конституцию Республики Бела­русь и Избирательный кодекс Республики Беларусь и ответьте на следую­щие вопросы.

1 Какой тип избирательной системы существует в Республике Бе­ларусь?

2 Какие должностные лица и органы государственной власти явля­ются выборными? На какие сроки они избираются?

3 Какие ограничения избирательного права существуют и фикси­руются в Конституции?

4 Как формируется Национальной Собрание РБ?

5 Как избирается Президент РБ?

6 Какие этапы проходит избирательная процедура?

В Республике Беларусь выборы являются свободными, всеобщими, равными, прямыми, тайными. В соответствии с Конституцией избиратель­ным правом не владеют лишь определенные категории граждан: не достиг­шие 18 лет, недееспособные, содержащиеся в местах лишения свободы или под стражей в день выборов. Кандидат на должность Президента Республики Беларусь, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики должен быть не моложе 35 лет, 21 года, 30 лет соответственно. Выборы членов Сове­та Республики Национального собрания являются косвенными.

Правовой основой избирательной системы в Республике Беларусь являются Конституция и Избирательный кодекс. При выборах Президента используется мажоритарная избирательная система абсолютного большин­ства, депутатов Палаты представителей — абсолютного большинства в пер­вом туре и относительного большинства — во втором. При выборах в мест­ные Советы применяется мажоритарная система относительного большин­ства, а при проведении голосования по одной кандидатуре кандидат счита­ется избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательный процесс — система правовых норм и определенная последовательность действий по организации, проведению, установлению и опубликованию итогов выборов. В избирательном процессе обычно вы­деляют 12 стадий: назначение выборов; установление (нарезка) избира­

тельных округов; создание избирательных участков; организация избира­тельных органов; регистрация избирателей и составление их списков; вы­движение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов; установление итогов выборов; опубликование итогов выборов.

В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока его полномочий. Выборы в Палату представителей и местные Советы депутатов назначаются Президентом не позднее чем за четыре месяца и проводятся не позднее чем за 30 дней до окончания их полномочий.

Проведение республиканских референдумов в Республики Беларусь инициируется Президентом, Парламентом и гражданами (не менее 450 000), обладающими избирательным правом.

Для проведения выборов в Палату представителей образуются 110 из­бирательных округов (от одного округа по одному депутату) примерно с равной численностью избирателей. Отклонения, как правило, не могут превышать 10 %.

Участки для голосования образуются не позднее чем за два месяца до выборов с числом не менее 20 и не более 3 тыс. избирателей. Местами для проведения голосования могут быть различные учреждения, учебные заведения, помещения предприятий, санатории, больницы и др.

Различают четыре группы избирательных органов: центральные, территориальные, окружные, участковые. Центральная комиссия по выбо­рам и проведению республиканских референдумов состоит из 12 человек, 6 из которых назначает Президент, 6 избираются Советом Республики. Это постояннодействующий государственный орган.

В Беларуси существуют постоянные списки избирателей (по месту прописки), которые обновляются перед каждыми выборами.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей принадлежит зарегистрированным политическим партиям, трудовым кол­лективам (численностью не менее 300 человек), а также гражданам путем сбора подписей избирателей (не менее 1000 подписей).

Право выдвижения кандидатом в Президенты принадлежит гражда­нам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избира­телей в их поддержку. Президентом может быть избран гражданин Рес­публики Беларусь по рождению, обладающий избирательным правом и по­стоянно проживающий в республике не менее 10 лет непосредственно пе­ред выборами.

Регистрация кандидатов в президенты осуществляется Центризбир­комом, а кандидатов в депутаты — соответствующей окружной территори­альной комиссией.

После регистрации кандидатов наступает стадия предвыборной борьбы или избирательная кампания — совокупность установленных за­коном процедур и действий, обеспечивающих функционирование избира­тельного процесса между назначением выборов и их проведением. В Рес­публике Беларусь на избирательную кампанию по выборам и Президента, и Парламента отводится 3 месяца.

В ходе подготовки и проведения избирательной кампании использу­ются разнообразные технологические приемы, а также избирательный маркетинг — часть политического маркетинга по оказанию профессио­нальной помощи политическим партиям и кандидатам в разработке и про­ведении эффективной избирательной кампании.

Цель избирательного маркетинга и избирательных технологий состоит в том, чтобы предоставить избирателям выбор, а не принуждать их принять то или иное решение путем манипуляции общественным сознанием.

Избирательная кампания заканчивается в день голосования. Голосо­вание по реализации волеизъявления граждан проводится с 8.00 до 20.00 часов. Каждый избиратель голосует лично. Бюллетень заполняется голо­сующим в кабине или в комнате для тайного голосования, при этом запре­щается кому-либо еще присутствовать в кабине.

Непосредственный подсчет голосов проводится после того, как бюл­летени извлекаются из избирательных ящиков. Недействительные бюлле­тени также подсчитываются. Подсчет должен вестись открыто и гласно членами участковой комиссии в присутствии наблюдателей. После под­счета голосов составляется протокол. Копия протокола после его подписа­ния избирательной комиссией вывешивается для всеобщего ознакомления.

Установление итогов выборов проводится территориальными, окруж­ными комиссиями на основании протоколов участковых избирательных ко­миссий. Окончательно итоги выборов Президента устанавливает Центриз­бирком не позднее чем через 10 суток после окончания голосования.

Сообщения об итогах выборов обнародуются и опубликовываются не позднее чем через 3 дня с момента подписания протокола об итогах вы­боров.

Выборы — показатель дисциплинированности общества, степени его политической культуры. Результаты выборов являются ценным руковод­ством в определении политического курса, поэтому чем больше избирате­лей примут участие в голосовании, тем законнее результаты выборов. Од­нако отдельные граждане, владеющие избирательным правом, не участву­ют в голосовании. Неголосование называется абсентеизмом (от лат. absentia — отсутствующий). Естественно, возникает вопрос: кто не голосует и почему [2, с. 197]?

Неголосование зависит от многих факторов: национальности, воз­раста, пола, социального статуса, уровня образования, социальной апатии, протестного неголосования, которые тесно связаны с числом избирателей,

участвующих в выборах. Одной из причин могут быть низкие рейтинги доверия к парламенту и правительству, кризисы, слишком частое проведе­ние выборов, недоверие к достоверности подсчета голосов.

Ряд стран борется с абсентеизмом путем введения обязательного го­лосования. Выборы — и право, и долг, и обязанность в Австрии, Бельгии, Голландии, Италии, Греции, государствах Латинской Америки и др. Дру­гие страны не устанавливают никакой планки явки на выборы (США, Ве­ликобритания, Индия, Австралия), вводят методы поощрения и наказания для участвующих и не участвующих в выборах [2, с. 197].

Одним из средств снижения абсентеизма является использование в процессе избирательной кампании политического маркетинга, метода «поли­тических продаж». Продавцами политических товаров (в данном случае кан­дидатов, их программ, платформ, лозунгов) выступают доверенные лица, группы поддержки, политические партии, стремящиеся создать интерес к этому товару, найти на него массового покупателя (избирателя) и прибегаю­щие для этого к услугам специальной массовой рекламы. Политический мар­кетинг является эффективным способом проведения самих выборов.

Сегодня предвыборные кампании в ряде стран становятся все более дорогостоящими, а их пропагандистская часть — навязчивой и агрессивной. При организации и проведении выборов используются как «чистые», так и «грязные» технологии. Избирательные кампании в отдельных странах наглядно демонстрируют тенденцию к постепенному превращению выбо­ров, результат которых определяется заранее, в административно регули­руемую и контролируемую процедуру. Девальвируется представительный характер власти.

Для большинства граждан нашей республики выборы — это граждан­ский долг, реализация гражданских прав. Выборы в парламент в сентябре 2008 г. состоялись в один тур. В голосовании приняли участие 5 384 647 изби­рателей, или 76,7 % общего числа включенных в избирательные списки. Явка избирателей на выборы в местные советы 25 апреля 2010 составила 79,1 %, причём более 40 % проголосовало досрочно. На выборы Президен­та Республики Беларусь в 2010 г. явилось 90,6 % избирателей. Таким обра­зом, можно сделать вывод, что граждане нашей республики показывают стабильно высокий уровень явки на выборы.

В современных демократических государствах выборы, голосование и представительство — важные и необходимые основы функционирования и развития политической системы, наиболее доступный способ участия граждан в политической жизни общества.

Список литературы

1 Введение в политологию : словарь-справочник / Под ред. В. П. Пугачева. — М. : Аспект-Пресс, 1996. — 262 с.

2 Егоров, А. Н. Политология : учеб.-метод. пособие / А. Н. Егоров. — Минск : БГЭУ, 2009. — 267 с.

3 Избирательный кодекс Республики Беларусь // [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа : http : // www.rec.gov.by.

4 Конституция Республики Беларусь 1994 г. с доп. и изм., приня­тыми на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // [Электрон­ный ресурс]. — Режим доступа : http : // www.rec.gov.by.

5 Кретов, Б. И. Политология / Б. И. Кретов — М. : Высш. шк., 2005. — 446 с.

6 Круглова, Г. А. Политология / Г. А. Круглова. — Минск : Веды, 1997. — 260 с.

7 Макеев, А. В. Политология / А. В. Макеев. — М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2000. — 336 с.

8 Мельник, В. А. Политология : учебник / В. А. Мельник. — Минск : Выш. шк., 2002. — 523 с.

9 Мухаев, Р. Т. Политология / Р. Т. Мухаев- М. : Приор, 1998. — 368 с.

10 Политология / Под ред. Н. И. Азарова. — М. : Высш. шк., 1999. — 303 с.

11 Политология / Под ред. проф. С. В. Решетникова. — Минск : Тет- расистемс, 2000. — 448 с.

12 Денисюк, Н. П. Политология : курс лекций / Н. П. Денисюк, Т. Г. Соловей, Л. В. Старовойтова. — Минск : Тетрасистемс, 1996. — 383 с.

13 Политология : учебник / Под ред. М. А. Василика. — М. : Гарда- рики, 1999. — 600 с.

14 Политология : учебник / Под ред. В. А. Бобкова и И. Н. Браима. — Минск : Интерпрессервис ; Экоперспектива, 2003. — 352 с.

15 Политология : учебник / Под ред. М. А. Василика. — М. : Гарда- рики, 2008. — 588 с.

16 Политология : учебник / Под ред. А. Г. Грязновой. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 396 с.

17 Пугачёв, В. П. Введение в политологию / В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв. — М. : Аспект-Пресс, 2000. — 447 с.

18 Пугачёв, В. П. Введение в политологию : учебник для студен­тов вузов / В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв. — М. : Аспект-Пресс, 2008. — 448 с.

antfiksa

Recent Posts

Тесты Стьюдента для несвязанных переменных

Тесты Стьюдента для несвязанных переменных В медицинских исследованиях наиболее распространенным статистическим проблемой является сравнение двух…

3 недели ago

Лабораторные тесты и диагностические исследования в медицине

Лабораторные тесты и диагностические исследования в медицине КЭТЛИН ДОСКА PAGANA TIMOTHY J. PAGANA 42 иллюстрации…

3 недели ago

Как вы умеете пользоваться информацией, когда читаете?

Языковые элементы. Часть 1. Понимание при чтении. Количество баллов: 20 (5+4+6+5) Как вы умеете пользоваться…

3 недели ago

тест

[WATU 1]

3 недели ago

ГДЗ по английскому языку 2 класс Афанасьева контрольные работы Rainbow страница — 77

Авторы: Афанасьева О. В., Михеева И. В., Баранова К. М. Издательство: Дрофа 2018 Серия: Rainbow…

3 месяца ago

ГДЗ по английскому языку 2 класс Афанасьева контрольные работы Rainbow страница — 76

Авторы: Афанасьева О. В., Михеева И. В., Баранова К. М. Издательство: Дрофа 2018 Серия: Rainbow…

3 месяца ago