Рубрики
Новости

Коронавирус: охрана здоровья и соблюдение прав человека лиц, находящихся в тюрьмах

PENAL REFORM

INTERNATIONAL

СПРАВЕДЛИВОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ

Амман | Бишкек | Кампала | Лондон | Нур-Султан |Тбилиси

Брифинг | 16 марта 2020

Коронавирус: охрана здоровья и соблюдение прав человека лиц, находящихся в тюрьмах

Принципы «не навреди», прозрачности, равенства, человечности: ценности, которыми должен руководствоваться сектор уголовного правосудия в борьбе с коронавирусом

На момент публикации было зарегистрировано более 164 000 * подтвержденных случаев COVID-19, новой формы коронавируса, в 110 странах с более чем 6 470 со смертельным исходом. В этом брифинге мы оцениваем текущую ситуацию со вспышками COVID-19 и

PRI is a non-profit association, registered in the Netherlands (Registration no 40025979) www.penalreform.org

меры по предотвращению их появления в тюрьмах ** и более широкое оказание мер со стороны правительства людям, находящимся в системе уголовного правосудия. Настоящим документом выражается призыв к действиям, которые необходимо предпринять незамедлительно, учитывая риски, которым подвергаются люди, находящиеся в тюрьмах, включая непосредственно сам тюремный персонал.

Если в обществе происходит широкое распространение COVID-19, то существуют опасения по поводу его распространения и в тюрьмах. Вспышка любого инфекционного заболевания представляет особый риск для тюрем из-за уязвимости тюремного населения и, что немаловажно, из-за трудностей с локализацией крупной вспышки в таких условиях. Находящиеся в условиях заключения люди уязвимы по нескольким причинам, в первую очередь из-за близости проживания (или работы) — во многих случаях в переполненных, тесных условиях с небольшим количеством свежего воздуха.

Лица, находящиеся под стражей, также имеют общие демографические особенности, как правило, имеют худшее состояние здоровья, чем остальная часть населения общества, чаще по основным заболеваниям. Гигиенические стандарты оказываются ниже тех, которые существуют в обществе, и иногда факторы безопасности или инфраструктура ограничивают возможности мыть руки или обеспечить доступ к дезинфицирующему средству — как описано ниже.

Возникновения коронавируса в тюрьмах не должно быть чем-то непредвиденным для администрации тюрем, поскольку должны быть разработаны планы действий в чрезвычайных ситуациях для борьбы со вспышками инфекционных заболеваний. Это является неотъемлемой частью обязательства государства по обеспечению надлежащего медицинского обслуживания находящихся в тюрьме людей в соответствии с международными стандартами в сфере защиты прав человека.

Содержание

Чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения международного значения и пандемия 4
COVID-19 в тюрьмах: случаи и ответные действия 4
Гражданские права, право на охрану здоровья и профилактика COVID- 19 в тюрьмах 5
Право на охрану здоровья и гигиена 5
Эквивалентность заботы о людях в тюрьме 6
Контакт с внешним миром 7
Любые ограничения на контакт с внешним миром должны быть пропорциональными, в том числе ограниченными по времени и недискриминационными 8
Карантин, изоляция или ограничение передвижения в местах содержания под стражей 9
Меры изоляции или карантина должны быть соразмерными, разрешенными законом и не приводить к фактическому одиночному заключению 10
Справедливые судебные процессы и соблюдение права на юридическую помощь 10

Page 2 of 16

www.penalreform.org

Защитные меры должны позволять людям посещать судебные процессы и получать юридические консультации 11
Мониторинг закрытых учреждений и соблюдение права на свободу от пыток и жестокого обращения 11
Государство должно гарантировать доступ в тюрьмы органам мониторинга (внешним инспекциям) 12
Здоровье тюремного персонала 12
Администрация тюрем должна оказывать поддержку сотрудникам в положении Чрезвычайной ситуации 13
Чрезвычайные меры по сокращению числа заключенных 13
Согласно принципу «не навреди» 13
Экстренные освобождения 13
Государства должны разработать План, предусматривающий

экстренное освобождение

15
Тюремные сроки за преступления, связанные с коронавирусом 15
Презумпция невиновности и криминализация как исключительная мера 16
* Данные использованы со ссылкой на ВОЗ по состоянию на 16 марта 2020 года.

** В этом брифинге мы используем значения тюрьмы и места содержания под стражей как взаимозаменяемые в отношении любого места, где люди лишены свободы в соответствии с мерами или санкциями уголовного правосудия

‘Чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения международного значения’ и пандемия

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала новый коронавирус COVID- 19 пандемией, представляющей

распространение этого заболевания во всем мире.

Наибольшее количество случаев было в Китае, где было впервые обнаружено от 81 000 случаев, за которым следуют

Италия, Иран и Республика Корея, с 8 000 и 24 000 случаями соответственно.

Государства отреагировали на призыв ВОЗ принять неотложные меры для предотвращения дальнейшего

распространения заболевания в

различных формах. Решительные меры привели к тому, что города Китая и, в случае Италии, вся страна оказались «закрыты», что повлекло за собой ограничения на передвижение. Начиная с 12 марта 2020 года большинство стран последовали этому примеру, приняв ряд мер, от воздержания проведения мероприятий с участием свыше 1 000

человек, помещения людей в условия карантина после возвращения из пострадавших районов или призывая людей к самоизоляции, а также отменяя полеты и закрытие границ.

COVID-19 в тюрьмах: случаи заражения и ответные действия

На сегодняшний день два государства подтвердили наличие случаев заражения COVID-19 в местах заключения. Многие другие государства объявили о мерах по предотвращению контакта либо

распространению заболевания среди заключенных или сотрудников закрытых учреждений.

Page 3 of 16

www.penalreform.org

В Китае были подтверждены более 500 случаев заболевания в тюрьмах. Чиновники сообщают об организации

специализированного госпиталя, а также создании инспекционных групп в тюрьмах для тестирования. Глава женской колонии в Рэньчэн (где было подтверждено 230 случаев) был уволен. В провинции Шаньдун были смещены с должностей пять чиновников и партийный секретарь Департамента юстиции.1

Имеются сообщения о том, что по меньшей мере 8 человек заразились COVID-19 в нескольких тюрьмах в Иране.2 Правительство объявило, что временно были освобождены 70,000 человек с целью предотвращения вспышек в тюрьмах. Чтобы быть освобожденным, пройденный тест на COVID-19 должен был быть отрицательным и необходимо было внести залог, приоритет отдавался лицам

с проблемами со здоровьем.3 Неясно, какой залог необходимо было вносить в данном случае.

Специальный докладчик ООН по правам человека в Иране подверг действия правительства критике, поскольку в круг освобожденных не вошли политические заключенные, также лица, чьи приговоры превышали пять лет заключения, тем самым исключая осужденных за участие в акциях протеста. Он отметил: ‘Ряд лиц с двойным или иностранным гражданством подвержены реальному риску, если они не были заражены … [коронавирусом], они действительно беспокоятся за условия. ‘ В более раннем заявлении Специальный докладчик указывал, что ‘переполненность, плохое питание и отсутствие гигиеные’ были серьезной проблемой, указывающей на высокий риск здоровью осужденных.4

Гражданские права, право на охрану здоровья и профилактика COVID-19 в тюрьмах

Право на охрану здоровье и гигиену

Согласно международным стандартам в сфере защиты прав человека, каждый имеет право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Когда государство лишает кого- либо свободы, оно берет на себя обязанность по оказанию медицинской помощи, защите и укреплению физического и психического здоровья и

благополучия этого лица, как

предусмотрено Минимальными

стандартными правилами ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы).5 Этот груз ответственности является крайне важным, так как у заключенных нет иного выбора, кроме как полагаться на государственные

1 ‘Китай обнаружил вспышку вируса в тюрьмах, чиновники уволены’, 21 февраля 2020, доступно по ссылке https://www.reuters.com/article/us-china- health-jails/china-finds-spike-in-coronavirus-cases-in- jails-officials-fired-idUSKBN20F0GR.

2‘ Политические заключенные исключены из массового освобождения в рамках процедур COVID-19 Spreads’, 6 марта 2020, доступно по ссылке https://iranhumanrights.org/2020/03/political- prisoners-excluded-from-mass-release-as-more-inmates- exhibit-covid-19-symptoms/.

3 ‘Коронавирус? Иран временно освобождает 54 000

осужденных в рамках борьбы с его распространением’, 3

марта 2020, доступно по ссылке https://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-51723398.

4 «ООН призывает Иран освободить политических заключенных на фоне распространения коронавируса», 10 марта 2020, доступно на

https://www.aljazeera.com/news/2020/03/urges-iran-free- political-prisoners-coronavirus-spread-

200310184750920.html.

5 Для более детальной информации по Правилам Нельсона Манделы:

https://www.penalreform.org/issues/prison- conditions/standard-minimum-rules/.

Page 4 of 16

www.penalreform.org

органы, чтобы укрепить и защитить свое здоровье.

Показатели заболеваемости, зависимости от психоактивных веществ, а также психических заболеваний среди людей в тюрьмах намного выше, чем в обществе. Люди в тюрьмах чаще представляют собой выходцев из обнищавших и маргинальных слоев населения, где они могли быть подвержены заразным заболеваниям и недостаточному питанию, а их доступ к качественным медицинским услугам был ограничен. Некоторые осужденные, возможно, пренебрегали своим

здоровьем и никогда не лечились у квалифицированных врачей до

заключения, в частности, если они прибыли из сельских или отдаленных районов.

Инфекционные заболевания

представляют собой особую проблему, поскольку уровень заболеваемости туберкулезом от 10 до 100 раз выше, чем в обществе. Вероятность того, что в тюрьмах живут люди с ВИЧ в пять раз выше, чем наличие таковых среди остального населения, а Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД определила их в ключевую группу, оставшейся позади при реагировании на эпидемию СПИДа. Как мы сообщали в Global Prison Trends 2019, где особое внимание уделялось здравоохранению в тюрьмах,6 передача заболеваний распространена в

переполненных учреждениях, что ставит под угрозу жизнь как заключенных, так и персонала.

Правила Нельсона Манделы требуют эквивалентности здравоохранения, т. е. медицинское обеспечение в местах лишения свободы должно быть таким же, как и в обществе. На практике, однако,

медицинские услуги, которые получают многие заключенные, имеют более низкий стандарт, чем те, которые доступны в более широком сообществе, а некоторые вообще не получают лечения.

Весьма распространена обеспокоенность по поводу обеспечения эквивалентности медицинской помощи в местах лишения свободы в условиях пандемии COVID-19. Основные защитные меры опубликованы Всемирной Организацией

Здравоохранения. К ним относятся два ключевых компонента: частое мытье рук и сохранение дистанции от других. ВОЗ также советует обращаться за

медицинской помощью на ранней стадии в случае лихорадки, кашля или затрудненного дыхания, оставаясь всегда в курсе.

Для большинства людей в обществе это относительно простые действия к исполнению. Тем не менее, лица, находящиеся в заключении, полагаются на то, что государственные органы в реализации их права на здоровье.

Сообщается, например, что Управление исправительных учреждений штата Аризона (США) не приняло надлежащих превентивных мер и что условия в тюрьмах со множеством нарушений, учреждения представляют собой «переполненные, грязные, невентилируемые общежития, в виде палаток и хижин Quonset, в которых содержатся пожилые, слабые мужчины с хроническими заболеваниями».7

Доступ к воде для поддержания гигиены может быть ограничен из-за соображений безопасности или отсутствия

инфраструктуры для обеспечения кранов в каждой камере или общежитии. В местах

6 Global Prison Trends 2019, доступно на

https://www.penalreform.org/resource/global-prison- trends-2019/.

7 «Адвокаты, заключенные и сотрудники исправительных учреждений говорят, что тюрьмы в

Аризоне не готовы к коронавирусу», 14 марта 2020, доступно на https://kjzz.org/content/1485691/attorneys-inmates- correctional-officers-say-arizona-prisons-not-ready- coronavirus.

Page 5 of 16

www.penalreform.org

заключения мыло часто не

предоставляется. Дезинфицирующее

средство для рук недоступно в большинстве тюрем и обычно считается контрабандой из-за содержания в нем алкоголя. Люди в наручниках не могут прикрывать рот при кашле.

Кроме того, сообщается, что

находящимся в тюрьме людям не хватает информации о вспышке COVID-19 и о любом плане, который может иметь тюремная система.

Эквивалентность заботы о людях в тюрьме

В случае подозрения или подтверждения заражения COVID-19 люди в тюрьме должны иметь доступ к неотложной специализированной медицинской помощи без чрезмерных осложнений. Администрации тюрем должны установить тесные связи с общественными службами здравоохранения и другими поставщиками медицинских услуг. Такие ссылки также важны в целях обеспечения эквивалентности медицинской помощи, как это предусмотрено в Правилах Нельсона Манделы. Для пожилых или больных людей, находящихся в тюрьме, должны быть в приоритете программы досрочного освобождения, учитывая специфические риски COVID-19.

Контакт с внешним миром

Наиболее распространенные меры, принимаемые тюремной

администрацией и другими местами содержания под стражей для

предотвращения вспышки COVID-19 в таких учреждениях, связаны с

ограничением контактов с внешним миром путем ограничения посещений родственниками или законными

представителями людей в тюрьмах.

В Италии Пенитенциарная служба издала внутренние правила, предусматривающие ряд мер по предотвращению общей вспышки в стране, затрагивающей тюрьмы. Первоначально были

прекращены перемещения людей из мест содержания под стражей в и из тех районов, которые находятся в так называемой «красной зоне» (которая в то

время составляла район на севере Италии). Правилами также был запрещен доступ в центры содержания под стражей любым лицам, прибывающим из этой зоны, а тюремным администрациям было поручено применять необходимые ограничения в отношении посещений и деятельности учреждений.

Некоторым учреждениям было

предложено заменить личные встречи онлайн связью либо телефонными звонками. В некоторых случаях в тюрьмах было принято решение о запрете всех посещений, в том числе и нескольких, которые в то время находились далеко от очаговой «красной зоны» на севере страны. Другие тюрьмы приняли менее решительные меры, проверяя

посетителей и ограничивая некоторые посещения по мере необходимости. От

Page 6 of 16

www.penalreform.org

имени властей отсутствовало какое-либо извещение об ограничениях, таким образом люди, находящиеся в тюрьмах, и члены их семей не были осведомлены о статусе посещений.

Ситуация в Италии обострилась с ростом числа случаев заболевания и его распространением за пределы «красной зоны» на севере, 8 марта 2020 года все посещения тюрем были запрещены, а все реабилитационные мероприятия были приостановлены. 8-9 марта в 27 тюрьмах по всей стране вспыхнули беспорядки и протесты. Семь заключенных умерли от передозировки метадона после

проникновения в лазарет.

В то время как властям удалось взять ситуацию под контроль, ‘Антигона’, неправительственная организация по защите прав заключенных Италии, призвала правительство к освобождению

заключенных (в том числе путем домашнего задержания и пробации). Организация отметила, что меры по предотвращению COVID-19, введенные в тесных,

переполненных учреждениях, привели к напряженной ситуации.

В других странах посещение тюрем было запрещено или ограничено в той или иной форме. На Филиппинах, где

зарегистрировано 33 случая заражения, посещения тюрем были запрещены с 11 марта на одну неделю, а Венгрия (в которой было зарегистрировано 12 случаев) ввела запрет на физический контакт во время посещений. Кувейт, с 69 случаями, также запретил посещения тюрем. После принятых правительством мер по закрытию большинства общественных мест и отмене права на проведение собраний с 13 марта 2020 года, Нидерланды также запретили

8 Пресс-релиз Департамента исправительных

учреждений и общественного надзора штата Нью- Йорк, доступно на https://doccs.ny.gov/doccs- increased-screening-protocols-covid-19-visitors-facilities

посещения тюрем, за исключением учреждений, в которых находятся дети.

Некоторые меры, принятые для

ограничения контактов с внешним миром для лиц, находящихся в тюрьмах, свидетельствуют о дискриминационном обращении с теми или иными категориями лиц. Например, Министр внутренней безопасности Израиля (где зарегистрировано 39 случаев)

распорядился приостановить все

посещения палестинцев, находящихся под стражей, или «заключенных по соображениям безопасности».

Венгерские власти объявили, что в тюрьмах будет предусмотрен

«специальный надзор» за посещениями родственников, являющихся

иностранными гражданами.

В Соединенных Штатах 52 тюрьмы штата Нью-Йорк обязаны внедрить новый протокол проверки для посетителей, который включает ряд вопросов, касающихся болезни, симптомов и поездок за пределы страны, в том числе любого члена семьи. Власти заявили, что они «максимально стремились к тому, чтобы семья и друзья могли посещать близких людей, без возможных

нарушений для обеспечения обычного процесса посещения.»8

Ирландская пенитенциарная служба обновила свои протоколы посещений и сделала временные ограничения на посещения в режиме онлайн.9 Новые правила включают ограничение на одно посещение на заключенного в неделю не более двумя совершеннолетним лицами.

В Англии и Уэльсе Служба тюрем и пробации Ее Величества опубликовала 13 марта 2020 года руководство, в котором

9 Информация для посетителей ирландской тюремной службы, 12 марта 2020, доступно на https://www.irishprisons.ie/6664-2/.

Page 7 of 16

www.penalreform.org

говорится, что «тюрьмы будут продолжать работать в обычном режиме с

минимальными перебоями в течение как можно более длительного времени».10

Любые ограничения на контакт с внешним миром должны быть пропорциональными, в том числе ограниченными по времени и недискриминационными

В то время как ограничения на личные или контактные посещения людей, находящихся под стражей, могут быть законными для предотвращения вспышек COVID-19 в учреждениях, властям, принимающим такие меры, необходима всеобъемлющая и прозрачная политика принятия решений. Ограничения должны быть пропорциональны цели предотвращения (или реагирования на) вспышки. Контактные визиты должны быть заменены расширенными средствами и возможностями контакта с внешним миром, например, по телефону, электронной почте или видеозвонкам.

При принятии решений об ограничении или запрете посещений необходимо учитывать, что контакт имеет важное значение для психического благополучия лиц, содержащихся под стражей, и может снизить уровень насилия. Во многих странах посетители могут принести заключенным запасы еды, напитков, предметов гигиены и лекарств. Кроме того, ограничение посещения законными представителями может повысить уровень беспокойства и повлиять на право на справедливое судебное разбирательство. Для тех, кто ухаживает за ребенком, разлука с детьми может привести к целому ряду последствий как для лица, ухаживающего за ребенком, так и для ребенка (детей).

Любое решение должно быть незамедлительно доведено до сведения всех затронутых лиц с четкой информацией об ограничениях и сроках пересмотра или отмены такой политики.

Карантин, изоляция или ограничение передвижения в местах содержания под стражей

Ввиду риска распространения COVID-19 в тюрьмах, были некоторые случаи, когда администрация тюрем помещала на карантин отделения или целые помещения, что влияло как на заключенных, так и на сотрудников. Некоторые власти

рекомендуют помещать людей в изоляцию и ограничивать передвижение в тюрьмах, если известны случаи заболевания COVID- 19.

В Англии одно отделение тюрьмы было помещено на карантин после паники, когда один из заключенных заболел, и в Рекомендациях, адресованных тюрьме,

говорится, что «заключенные, имевшие контакт с пациентом с коронавирусом, должны быть изолированы в отдельное проживание».

В Канаде около 160 человек в исправительном центре Саскатуна находятся на карантине после того, как один из задержанных сказал, что ранее он контактировал с кем-то, у кого есть COVID- 19. Шесть из 13 жилых помещений в исправительном центре Саскатуна, в

10 Руководство, изданное Министерством юстиции Соединенного Королевства и Службой тюрем и пробации Ее Величества, 13 марта 2020, доступно на

https://www.gov.uk/guidance/coronavirus-covid-19- and-prisons.

Page 8 of 16

www.penalreform.org

которых проживает 158 человек, были изолированы.11

Карантин также может быть наложен по прибытии новых людей, приговоренных к тюремному заключению. В южном штате Керала в Индии, где было 14 случаев, тюрьмы решили поместить на карантин прибывающих заключенных.

В Новой Зеландии меры карантина были приняты в тюрьме Вайкериа. Однако они были отменены, как только результаты медицинских тестов на COVDI-19 были отрицательными.12

Хотя карантин или изоляция отдельных лиц могут быть законными для защиты здоровья людей, любое принудительное отделение от общего числа заключенных должно быть санкционировано законом.

В некоторых случаях карантин или изоляция могут представлять собой одиночное заключение (определяемое Правилами Нельсона Манделы как заключение заключенных на 22 часа и более в день без значимого человеческого контакта).13 Правила требуют, чтобы

одиночное заключение использовалось только в исключительных случаях в качестве крайней меры в течение как можно более короткого времени и подлежит независимому рассмотрению и только на основании разрешения компетентного органа.

Следовательно, если изоляция

необходима, власти должны установить режим, чтобы люди могли извлечь пользу из человеческого контакта. Они должны иметь полный доступ к средствам общения с внешним миром, и иметь возможность участвовать в программах реабилитации и общаться с другими людьми — насколько это возможно.

Любые меры, принятые администрацией тюрем, хотя и в чрезвычайной ситуации, должны учитывать, что изоляция может усугубить чувство тревоги и отсутствие безопасности для людей в тюрьмах, что ведет к насилию и влияет на психическое здоровье заключенных. Следовательно, следует избегать общих мер или применять их только в течение времени, необходимого для проведения более индивидуальной и независимой медицинской оценки.

Меры изоляции или карантина должны быть соразмерными, разрешенными законом и не приводить к фактическому одиночному заключению

Любое решение о карантине или изоляции лиц, содержащихся под стражей, должно приниматься только после независимой медицинской экспертизы и должно быть соразмерным риску. Эта оценка должна быть прозрачно доведена до сведения заинтересованных лиц. Кроме того, медицинское обследование должно предусматривать ограничение по времени. Карантин следует вводить только в том случае, если администрация тюрьмы не может принять никаких альтернативных мер защиты для предотвращения или реагирования на распространение инфекции.

11 ‘Коронавирус: заключенные в тюрьме Саскатун находятся в карантине после возможной связи с

COVID-19, 11 марта 2020, доступно на

https://globalnews.ca/news/6662877/coronavirus- inmate-saskatoon/.

12 ‘Коронавирус: тюрьма Вайкерия очищена от возможной угрозы’, 12 марта 2020, доступно на https://www.stuff.co.nz/national/health/coronavirus/12 0241017/coronavirus-precautionary-measures-stop- waikeria-prison-visits.

13 См. Руководство по применению Правил Нельсона Манделы, изданное БДИПЧ ОБСЕ совместно с Penal Reform International, 2018

Page 9 of 16

www.penalreform.org

Во время изоляции или карантина условия и режим должны как минимум соответствовать стандартам, установленным в Правилах Нельсона Манделы. Во время карантина или изоляции должно быть открытое и ясное общение со стороны администрации тюрьмы, в том числе в отношении предоставления еды, напитков, предметов гигиены и лекарств, а также контактов с внешним миром.

Справедливые судебные процессы и соблюдение права на юридическую помощь

Меры, ограничивающие доступ к тюрьмам и карантин, в действительности, могут помешать лицам, находящимся в тюрьме, посещать судебные слушания, встречи с коллегиями по условно­досрочному освобождению или встречи с их адвокатом, что особенно актуально для лиц, находящихся в предварительном заключении.

В Израиле все входы и выходы из Центра содержания под стражей в Московии были заблокированы в ожидании результатов тестов (анализов). Тюрьма заявила, что не будет направлять задержанных в суд.

В Нью-Йорке (США) по распоряжению суда заключенные, содержащиеся в столичном исправительном центре, не будут допущены в суд, если у них высокая температура.14 В штате Вашингтон (США) федеральные суды в Такоме и Сиэтле отложили судебные разбирательства с участием присяжных и большого жюри в 15

связи с коронавирусом.15

В Италии, поскольку большинство уголовных процессов приостановлено, будут закрыты залы судебных заседаний без обвиняемых, содержащихся в предварительном заключении, чтобы

предотвратить распространение COVID-19 среди других лиц, находящихся под стражей, что вызывает обеспокоенность по поводу гарантий справедливого судебного разбирательства.

Никакая мера в отношении здоровья ни в коем случае не может оправдать

ограничения на встречу с адвокатом. Если у администрации тюрьмы сложилось

впечатление, что адвокаты не должны иметь доступ к учреждениям, они должны по крайней мере обеспечить, чтобы адвокаты могли беспрепятственно общаться со своими клиентами посредством Интернета или по телефону. Общие меры, ограничивающие доступ к судам и юрисконсультам, недопустимы и фактически лишают некоторых лиц, которые могли видеть, что их приговор был сокращен или которые могут претендовать на досрочное

освобождение, и, следовательно,

подвергаются риску серьезных

последствий нахождения в тюрьме во время вспышки COVID-19. Более того, приостановка или замедление процессов уголовного правосудия приводит к задержанию большего числа людей, увеличению уровня переполненности и давления на органы задержания.

14 ‘Коронавирус: федеральный судья штата Нью-Йорк приказывает заключенным проверять температуру, 9 марта 2020, доступно на https://www.msn.com/en-

us/news/crime/coronavirus-federal-judge-in-ny-orders- inmates-to-get-temperatures-checked/ar-BB10SB9M.

15 ‘Федеральные суды в Западном Вашингтоне отменяют судебные процессы в связи со вспышкой коронавируса, 6 марта 2020, доступно на https://www.thenewstribune.com/news/local/article24 0974361.html#storylink=cpy.

Page 10 of 16

www.penalreform.org

Защитные меры должны позволять людям посещать судебные процессы и получать юридические консультации

Правоохранительные органы, тюрьмы, комиссии по условно-досрочному освобождению и суды должны принять все необходимые меры для защиты кого-либо от заражения COVID- 19. Для обеспечения того, чтобы органы уголовного правосудия могли продолжать функционировать, должны быть приняты такие меры, как дистанционные слушания или заседания и/или предоставление рекомендованных защитных средств для процессов лицом к лицу. Любая ограничительная мера, если она вообще необходима — должна быть индивидуальной и основываться на независимых медицинских данных. Общие ограничительные меры противоречат принципам справедливого судебного разбирательства и права на доступ к адвокату.

Мониторинг закрытых учреждений и соблюдение права на свободу от пыток и жестокого обращения

Помимо ограничения контактов с родственниками и законными

представителями, власти, как правило, будут ограничивать любой доступ в места содержания под стражей, в том числе для членов органов мониторинга. В чрезвычайных ситуациях способность

независимых органов следить за развитием событий в местах лишения свободы крайне важна для

предотвращения чрезмерного

использования карантина,

злоупотребления властью, применения пыток или жестокого обращения. Посещения органами мониторинга могут быть ограничены только в

исключительных случаях. Такие

исключения предусмотрены в

Факультативном протоколе к Конвенции

против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения и наказания (ФПКПП) при следующих обстоятельствах (пункт 2 статьи 14 ФПКПП): «Возражения в отношении посещения конкретного места

содержания под стражей могут

основываться лишь на возникших в срочном порядке и убедительных соображениях, касающихся

национальной обороны, государственной безопасности, стихийных бедствий или серьезных беспорядков в месте предполагаемого посещения, которые временно препятствуют проведению такого посещения.»

Как было указано Подкомитетом ООН по предупреждению пыток в

рекомендациях, предоставленных

Национальному превентивному

механизму Соединенного Королевства, с учетом COVID-19, «должна быть особая причина, по которой … посещение не должно происходить в определенный момент времени, а не то, что такие посещения не должны проводиться вообще».16

Кроме того, места карантина подпадают под мандат органов мониторинга, поскольку они должны иметь доступ ко всем местам содержания под стражей, управляемым государством.

16 ‘Рекомендации от ППП ООН британскому НПМ относительно обязательного карантина для коронавируса’, 27 февраля 2020, доступно на

https://icva.org.uk/advice-from-the-spt-to-the-uk-npm-

regarding-compulsory-quarantine-for-coronavirus/.

Page 11 of 16

www.penalreform.org

Государство должно гарантировать доступ в тюрьмы органам мониторинга (внешним инспекциям)

Хотя некоторые защитные меры являются законными, нет никаких свидетельств того, что во время пандемии COVID-19 органы мониторинга не должны посещать места содержания под стражей. Государства должны следовать принципам, изложенным в Факультативном протоколе к Конвенции против пыток, как их правовое обязательство для тех, кто его ратифицировал, и как руководство для тех, кто еще не ратифицировал этот документ.

Доступ к органам мониторинга является ключевой гарантией от пыток и других видов жестокого обращения. Это может предотвратить нарушения прав человека, но также предоставляет возможность сообщать о жестоком обращении и принимать меры.

Здоровье тюремного персонала

В любом закрытом учреждении, где содержатся люди, персонал обязан поддерживать и обеспечивать

безопасность людей, которых они контролируют. В случае блокировки или карантина в отделении или учреждении тюремному персоналу также может возникнуть необходимость остаться. Персоналу тюрем необходим

оплачиваемый отпуск по болезни, чтобы

избежать ситуаций, когда из-за финансовых потребностей они приходят на работу в закрытое учреждение, если они плохо себя чувствуют.

Кроме того, крайне важна информация для родственников сотрудников,

работающих в местах лишения свободы, пострадавших от COVID-19.

Администрация тюрем должна оказывать поддержку сотрудникам в положении Чрезвычайной ситуации

Администрация тюрем должна активно планировать работу сотрудников во время пандемии COVID-19, делиться планом готовности к чрезвычайным ситуациям и оказывать поддержку родственникам сотрудников. Специальная подготовка должна быть предоставлена всему персоналу, и усилия по улучшению здравоохранения и гигиены должны быть приоритетными.

Чрезвычайные меры по сокращению числа заключенных

Согласно принципу «не навреди»

Системы уголовного правосудия должны принять меры, чтобы приспособиться к быстро развивающейся ситуации с COVID- 19 путем сокращения числа людей в местах лишения свободы. Это может включать сокращение не вызванного необходимостью предварительного

заключения и вынесение приговоров отдельным лицам, особенно за мелкие и

ненасильственные преступления в тюрьмах.

В Сиэтле (штат Вашингтон, США) окружной прокурор заявил, что его офис регистрирует только серьезные случаи

Page 12 of 16

www.penalreform.org

насилия.17 В Бостоне (Массачусетс, США) прокуроры будут просить о продолжении 60 дней по уголовным делам, в которых обвиняемые не находятся под стражей.18

Системы уголовного правосудия должны адаптировать методы своей работы для

Экстренные освобождения

Переполненность тюрем представляет высокий риск для любой ситуации вспышек инфекционных заболеваний. На сегодняшний день тюрьмы в более чем 124 странах превышают свои

максимальные показатели

заполняемости. В повседневной жизни переполненность тюрем приводит, в частности, к насилию, более высоким показателям смертности в местах лишения свободы и отсутствию надлежащего медицинского

обслуживания.

12 марта судьи, прокуроры и судебные исполнители округа Куйахога в штате Огайо (США) начали проводить массовые слушания по делам об освобождении лиц, находящихся в предварительном

заключении в тюрьме округа, с целью уменьшить распространение COVID-19 в случае выявления у кого-либо

положительного результата на вирус.19 Ирландская пенитенциарная служба рассматривает «меры на случай непредвиденных обстоятельств» для сокращения числа лиц, находящихся под стражей, в том числе путем временного освобождения, если рассматриваемое лицо не представляет чрезмерного риска для общественной безопасности.

17 «Наши суды и тюрьмы подвергают риску жизни», 13

марта 2020 год, доступно на

https://www.nytimes.com/2020/03/13/opinion/coronav irus-courts-jails.html

18 «Окружной прокурор Роллинс предлагает немедленные меры в связи с растущими проблемами

со здоровьем», 12 марта 2020 год, доступно на https://www.suffolkdistrictattorney.com/press-

предотвращения причинения вреда. В противном случае существует риск того, что уязвимые лица, столкнувшиеся с определенным сроком содержания под стражей, могут иметь длительные и потенциально необратимые последствия воздействия COVID-19.

В экстренных случаях переполненность ставит под сомнение управление тюрьмой. Переполненность может привести к жестокому обращению и

насилию со стороны находящихся в

тюрьме людей, включая тюремный персонал по отношению к заключенным.

Кроме того, переполненность серьезно

затрудняет способность государства

выполнять свои обязательства по оказанию медицинской помощи в случаях чрезвычайных ситуаций, связанных со здоровьем, таких как вспышка COVID-19.

Поэтому снижение числа людей в местах лишения свободы является ключевым способом снижения риска необратимых последствий для здоровья и смертности в тюрьмах, включая тюремный персонал, в результате чрезвычайной ситуации. Однако такие экстренные освобождения обычно не являются частью планов готовности к стихийным бедствиям.

Все дела лиц, находящихся в предварительном заключении за мелкие или ненасильственные преступления, должны быть пересмотрены. В частности, следует рассмотреть альтернативы предварительному заключению для всех лиц, представляющих минимальный риск

releases/items/2020/3/12/district-attorney-rollins- proposes-immediate-steps-amid-rising-health-concerns. 19 «Округ Огайо проведет массовые слушания для уменьшения количества заключенных из-за проблем с коронавирусом», 12 марта 2020 год, доступно на https://www.correctionsone.com/coronavirus-covid- 19/articles/ohio-county-to-hold-mass-plea-hearings-to- reduce-jail-population-over-coronavirus-concerns- ZhEvvkbxZ5tpo3Tv/

Page 13 of 16

www.penalreform.org

бегства, минимальный риск сговора и представляющих минимальный риск для общества. В странах, где действует система освобождения под залог, властям следует рассмотреть возможность отмены системы освобождения под залог для подозреваемых, ожидающих уголовного разбирательства в экстренных случаях, и применять предварительное заключение в исключительных случаях. На

сегодняшний день около 30 процентов заключенных во всем мире составляют лица, содержащиеся под стражей до суда, еще не осужденные за совершение преступления.

Таким образом, Нидерланды объявили, что лица, которые должны были явиться в следственный изолятор для отбывания короткого срока, не будут призваны сделать это в настоящее время.20

В Англии, однако, «министры, как полагают, не исключают освобождения уязвимых заключенных, которым грозит самый высокий риск, но мнение

правительства заключается в том, что они должны отбывать наказание».21

В целях предотвращения серьезных последствий, связанных с

распространением COVID-19, следует немедленно рассмотреть вопрос об освобождении уязвимых групп, которым грозит наиболее высокий риск, в

частности пожилых людей и лиц с психическими и физическими

проблемами. Кроме того, лица, осужденные за мелкие или

ненасильственные преступления,

особенно осужденные за преступления,

связанные с наркотиками или социально­экономические преступления, должны быть немедленно рассмотрены для освобождения. Досрочное освобождение, условно-досрочное освобождение и другие альтернативы, не связанные с тюремным заключением, такие как электронное наблюдение, должны быть приняты в качестве срочной меры по снижению рисков

Государства должны разработать План, предусматривающий экстренное освобождение

С целью сокращения рисков, связанных с COVID-19, властям следует срочно пересмотреть содержание находящихся под стражей лиц. Системы денежных залогов должны быть отменены, чтобы обеспечить предварительное заключение под стражу до суда.

Лица, которым грозит самый высокий риск, в частности пожилые люди и лица с психическими и физическими проблемами, должны быть немедленно рассмотрены для освобождения, чтобы избежать серьезных последствий в случае распространения COVID-19 в тюрьмах, а также для уменьшения нагрузки по оказанию основных медицинских услуг.

Тюремные сроки за преступления, связанные с коронавирусом

Было много сообщений о том, что тюремные сроки будут назначаться людям, которые не соблюдают различные меры, связанные с предотвращением COVID-19, особенно в странах, где

20 «DJI принимает профилактические меры короны», 13 марта 2020 год, доступно на

https://www.dji.nl/pers-media/nieuws/2020/dji-treft- preventieve-corona-maatregelen.aspx.

традиционно применяют жесткие меры в отношении преступности.

В России московские власти угрожали лишением свободы на срок до пяти лет

21 «Коронавирус: план действий в чрезвычайных ситуациях в тюрьмах Англии и Уэльса»

Page 14 of 16

www.penalreform.org

людям, которые не изолировали себя в течение 14 дней после посещения одной из перечисленных стран, где превышают случаи заражения. В Бахрейне одним из таких случаев является три месяца тюремного заключения и штраф. Сингапур и Гонконг объявили, что накажут людей, вводящих власти в заблуждение и в случае нарушения ограничений на поездки, а Иранские власти отдают предпочтение судебному преследованию тех, кто, как считается, накапливает медикаменты.

Южная Корея угрожает тюремным сроком для возможных пациентов с коронавирусом, которые нарушают карантин. Законодательство, принятое в ускоренном порядке Национальным собранием, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или до 10 миллионов вон (приблизительно 8 000 евро) в качестве штрафа для подозреваемых пациентов, которые намеренно нарушают карантин. В Израиле лицам, пойманным за нарушение обязательного домашнего карантина для отдыхающих, недавно посетивших Восточную Азию, может грозить тюремное заключение сроком до семи лет. Министерство здравоохранения создало онлайн систему, позволяющую любому человеку вводить данные, предположительно нарушившего такой введенный карантин.22 В чрезвычайных ситуациях использование систем доноса представляет собой высокий риск

злоупотреблений в отношении

меньшинств и других

маргинализированных групп и, как правило, открывает путь к

злоупотреблениям и может привести к отвлечению служб здравоохранения и безопасности от их основных задач.

В то время, как необходимость предотвращения нарушения карантина, налагаемого государством, неоспорима, ответ не исходит от угроз или вынесения длительных приговоров. Как подчеркнул Верховный комиссар Организации

Объединенных Наций по правам

человека, карантинные меры могут иметь тяжелые последствия для людей, которые едва выживают экономически: «[такие превентивные меры] могут привести к потере заработной платы или к потере работы, что будет непосредственно влиять на дальнейшее существование и

23 жизни».23

Криминализация отдельных лиц за нарушение карантина и другие меры, направленные на защиту общества от распространения COVID-19, может привести к криминализации поведения из-за низкого социально-экономического статуса таких лиц — другими словами, общества накажут самых бедных членов общества за попытку обеспечить свои семьи.

Презумпция невиновности и криминализация как исключительная мера

В экстренных случаях презумпция невиновности имеет первостепенное значение. Государства должны обеспечить принятие социальных мер для поддержки наиболее нуждающихся, прежде чем принимать какие-либо возможные меры наказания. Кроме того, тюремное заключение должно быть лишь крайней мерой, и любое судебное решение

22 См. Веб-сайт Министерства здравоохранения Израиля, доступно на https://govextra.gov.il/ministry- of-health/corona/corona-virus-en/.

23 «Коронавирус: права человека должны быть в центре внимания, — говорит Бачелет», 6 марта 2020

год, доступно на

https://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayN ews.aspx?NewsID=25668&LangID=E.

Page 15 of 16

www.penalreform.org

должно учитывать условия и причины, по которым конкретное лицо должно было нарушать предписанную защитную меру.

Ни одно государство не должно создавать систему доноса со стороны граждан, только правоохранительные органы должны быть ответственны за обеспечение соблюдения обществом защитных мер.

Брифинг Международной тюремной реформы

Контактное лицо в PRI:

Оливия Роуп, директор по политике и международному сотрудничеству +44 20 3119 0982

ORope@penalreform.org

www.penalreform.org

Международная тюремная реформа (PRI) — это неправительственная организация, работающая на глобальном уровне по продвижению систем уголовного правосудия, по защите права человека для всех и без причинения вреда. Мы работаем над тем, чтобы системы уголовного правосудия были недискриминационными и защищаем права уязвимых лиц. Мы осуществляем практические программы по правам человека и поддерживаем реформы, которые способствуют справедливому и эффективному уголовному правосудию.

Организация зарегистрирована в Нидерландах (регистрационный номер 40025979), PRI работает по всему миру с офисами в нескольких регионах.

Page 16 of 16

www.penalreform.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *