Рубрики
Новости

Методическая разработка “Право выбирать”

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Таганрогский авиационный колледж им. В.М.Петлякова»

Методическая разработка “Право выбирать”

Разработала

Вакуленко И.Б.

Цель: Познакомить студентов с различными видами избирательных систем, сущностью и принципами избирательной системы РФ, процедурой выборов в РФ;

Сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

Воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

Оборудование: Конституция РФ, анкета.

Основные понятия: Выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательные комиссии.

План:

1. История выборов.

2. Избирательное право в РФ.

3. Избирательная система.

4. Избирательная комиссия.

1.Во вступительном слове преподаватель называет цели, знакомит с планом, отмечает, что с выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь демократического общества.

Сообщение студента «Выборы в истории человечества»(опережающее задание):

Человеку и человечеству свойственно выбирать. Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в период архейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия

достигла своего апогея. Народному собранию были преданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которого состоялось в 1265г. Это был сословно представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить и Новгородское вече — орган прямой демократии, выросший из родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир — великий человек», «Куда мир — туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и др.

В период Московского царства для решения важных вопросов при государстве возникли Земские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынешней Нижней палаты Федерального Собрания — Государственной думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем 2 в августе 1905г. Первоначально она являлась

законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались существенные перемены, направленные на воплощение принципов народоправства.

Студенты обращаются к статье 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.»

2.Следующий этап посвящен рассмотрению основ избирательного права РФ(работа со схемами 1 и 2)

Схема1. Избирательное право граждан

Избирательное право

Активное

Пассивное

Схема 2. Принципы участия граждан РФ в выборах

Принципы участия в выборах

Прямое /

избирательное / Равное избирательное право

Тайное

\ голосование

Всеобщее избирательское право

1. Раскройте сущность принципов избирательного права.

2. В чем разница между активным и пассивным правом?

2. Студенты рассказывают о сущности и основных чертах пропорциональной и мажоритарной избирательной системы.

Задание :Найдите достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем. Какая система представляется вам более справедливой, какая — более практичной?

1.Пропорциональная система.

Эта система подразумевает голосование по партийным спискам. Когда избиратели приходят голосовать, им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов, например: список кандидатов республиканской партии; коммунистической партией; либеральной партии; партии крупных хозяйственников; партии «зеленых » и т.д.

Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорционально набранным голосам (если перешли семипроцентный барьер). Для определения количества мандатов (т.е. документов, удостоверяющих права и полномочия какого — либо лица) той или иной партии рассчитывается так называемый избирательный метр- наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом заключается суть действия пропорциональной избирательной системе.

Информация к размышлению: при пропорциональной системе в

представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии).

Часто избираются члены политических партий, имеющих косвенное отношение к данной территории.

Если в законодательстве о выборах предусмотрен процент «процентный барьер» (например 7%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент, то подавляющее большинство недееспособных объединений обречены на неудачу.

Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не только перед народом, но и перед своей политической партией.

Пропорциональная система применяется в Италии, Израиле, большинстве латиноамериканских стран, она используется в России в процессе выборов депутатов

Г осударственной Думы.

2.Мажоритарная система

Для данной системы характерно такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов; при этом избирательные округа считаются одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку.

Партия (или блок партии), победившая на выборах, получает абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах.

Информация к размышлению: при мажоритарной системе партия, проигравшая на выборах по одномандатному округу т.е. получившая, например,49% голосов, может быть вообще не представлена в парламенте.

Существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные, и каждый депутат представляет свой регион.

Нередко при этой системе избираются депутаты, удобны властям данного региона, или сами представители властных структур.

Выборы при мажоритарной системе могут вызывать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах. В России она применялась на выборах депутатов в Государственную Думу в декабре 1993г. и в 1995г., потом была отменена.

Как вариант мажоритарной системы можно отметить систему абсолютного большинства, при которой избранными считаются представители партий, набравшие большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии отдают «свои » голоса представителям тех партий, с которыми они «договорились» в ходе предвыборной кампании. По этой схеме проводят выборы США, Франция и Германия.

Познавательная задача:

В списке партии 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300тыс. избирателей. «Избирательны метр»- 60 тыс.голосов.

Сколько членов этой партии получат путевку в парламент по пропорциональной системе выборов?

4. Студенты знакомятся со структурой избирательных комиссий с помощью схемы3.

Избирательные комиссии

Центральная избирательная комиссия Избирательные комиссии субъектов РФ Окружные избирательные комиссии Территориальные(районные, городские и т. п.) Участковые избирательные комиссии

Центральная избирательная комиссии (ЦИК)

ЦИК совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ осуществляет

контроль за соблюдение избирательных прав граждан. Организует общегосударственную систему регистрации избирателей. Разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимые для работы избирательных комиссий, осуществляет контроль над их соблюдением. Осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в РФ. Распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование. Оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям.

Полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)

Оповещает население в своем адресе и номере телефона, времени работы, а так же дне и месте голосования. Составляет список избирателей по избирательному участку. Проводит ознакомление избирателей со списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в нем и решает вопрос о внесении соответствующих изменений. Обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого материала. Контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов. Организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование. Производит подсчет голосов, устанавливает голосование на избирательном участке. Рассматривает жалобы на нарушения закона о выборах и принимает по ним мотивированные решения. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

В заключение занятия проводится анкетирование на тему «Моя политическая и правовая культура» (обрабатывается с помощью ключа)

Анкета

1. Хорошо ли я знаю руководителей государства (Фамилии, занимаемые должности)?

2. Есть ли у меня четко политическая позиция?

3. Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?

4. Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?

5.Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней политике государства?

6. Если по телевизору идет передача на политическую тему, я обязательно смотрю эту передачу.

7. Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим.

8. Меня интересует юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т. д.)

9.Часто ли я специально смотрю телепередачи о праве и законах?

10. Есть ли у меня убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы?

11. Испытываю ли я возмущение (неприятное чувство), когда узнаю об очередном грубом правонарушении?

12. Я хорошо представляю себе, что такое правовое государство, право, законы,

подзаконные акты.

13. Я неплохо знаю основные нормы ряда отраслей права ( конститутационного, гражданского, трудового, семейного и т.д).

14. Я понимаю необходимость хорошего знания норм избирательного процесса.

15. Когда идет предвыборная кампания или подготовка к референдуму, я интересуюсь ее развитием.

16. Я считаю, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.

17. В будущем я хотел бы активно принимать участие в политической жизни города, страны на основе хорошего знания права.

Ключ к анкете и оценка результатов анкетирования.

«Да»-3 балла; «Не уверен»-2 балла; «нет»-1 балл.

Особенности вашей полит. культуры(вопросы!-7, 15-17):

26-30 баллов — вы имеете четкую полит. позицию

16-26 баллов — вы разбираетесь в полит.ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определенностью.

Менее 16 баллов — ваши интересы далеки от политики.

Особенности вашей правовой культуры (вопросы 8-17):

26-30 баллов — основа вашей правовой культуры доброкачественна.

16-26 баллов — правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит многое освоить в этой области.

Менее 16 баллов- ваши интересы далеки от области права.

В завершении мероприятия преподаватель подводит итоги и делает выводы о необходимости работы по формированию правовой и политической культуры граждан и, прежде всего, молодых людей, призванных в будущем определять судьбу государства.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации.

2. Кравченко А.И. Социология и политология.

3. Никитин А.Ф. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику.

Москва 1998г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *