Рубрики
Новости

Рабочая программа дисциплины Сравнительная политология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образо­вания «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Юридический факультет

«3/_

Рабочая программа дисциплины Сравнительная политология

Направление подготовки бакалавриата 41.03.04 Политология

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Очная

Саратов,

2016

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Сравнительная политология» соответствуют общей цели реализации ООП по направлению подготовки 41.03.04 «Политология», а именно — подготовке высококвалифицированных специалистов в области политологии. Цель дисциплины «Сравнительная политология» — способствовать формированию у студентов представлений об основных концепциях и подходах к сравнительному изучению политических институтов и процессов, а также ключевых проблем политического развития в различных странах и регионах мира.

Программа дисциплины носит теоретический и проблемный характер. Вместе с тем, она предполагает прикладной анализ современных проблем политики с учетом особенностей развития отдельных стран и регионов, закрепленных в политических институтах отдельных стран и политических культурах народов.

Дисциплина изучает теоретические основы сравнительной политологии, историю развития дисциплины, особенности становления, функционирования и развития политических институтов, культурные, экономические, правовые и другие компоненты политических процессов, протекающих в отдельных странах и в мире в целом. Сравнительная политология рассматривается как научная дисциплина, в центре внимания которой находится изучение политических институтов и их функционирования в различных условиях. Анализируется комплекс взаимосвязей между институтами, их внедрение и укоренение в различных цивилизационных, культурных, экономических, географических и прочих средах. Особо учитываются тенденции мирового развития, такие как глобализация и регионализация, демократизация современного мира и другие.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Сравнительная политология» относится к блоку «Дисциплины» (базовая часть) учебного плана ООП по направлению подготовки 41.03.04 «Политология». Данная дисциплина реализуется в 6 и 7 семестрах и предполагает в качестве отчетности в 6 семестре — зачет, в 7 семестре — экзамен.

Освоение материалов дисциплины «Сравнительная политология» предполагает использование новейших достижений отечественной и мировой политологической мысли, изучение трудов и разработок аналитических и экспертных центров, отдельных авторов, различных документов. Поскольку в дисциплине значительное место занимают прикладные аспекты сравнительного анализа, особые требования предъявляются к семинарским занятиям, на которых студенты должны приобрести практические навыки самостоятельного анализа институтов и процессов в сравнительной перспективе. Программу дисциплины невозможно освоить без информации о функционировании ключевых политических систем мира, отдельных политических институтов (партийная система, избирательная система и т.д.), поэтому большое внимание уделяется изучению справочной, страноведческой литературы, а также информации о текущих политических событиях в мире. Большое внимание в рамках изучения дисциплины уделяется сбору, обработке и анализу различных статистических и социологических данных, в результате чего студенты отрабатывают навыки сравнительного анализа большого массива количественных данных, их интерпретации, использовании для аргументации собственных выводов о политическом развитии той или иной страны, региона. Количественные и качественные сравнения являются не столько техникой сопоставления, сколько ориентированы на получение эмпирических обобщений в виде тенденций, законов, корреляций, моделей, типологий и классификаций, таким образом, компаративные политологические знания способствуют более глубокому и целостному осмыслению социально-политической действительности. В ходе освоения дисциплины студенты должны уяснить основные понятия сравнительного исследования, уметь самостоятельно применять наиболее адекватные для той или иной ситуации методы анализа и теоретические полходы, свободно владеть и оперировать конкретными сведениями об устройстве основных политических систем мира.

Компаративное исследование предполагает использование определенных знаний, полученных в ходе изучения дисциплины «Введение в политическую теорию», реализуемую на 1 курсе, где студенты получают первичные знания об основных политологических понятиях, категориях, закономерностях функционирования политических систем, об отдельных политических институтах, политических процессах и т.д. Дисциплина «Сравнительная политология» связана и с такими дисциплинами, как «Политический анализ и прогнозирования», где дается основной объем знаний о существующих методах и способах анализа политической действительности, «Мировая политика и международные отношения», изучение которой дает множество фактологической информации для дальнейшего сравнительного изучения современных политий. В итоге логическая связь с данными дисциплинами обуславливается «подготовительной» работой, которую студент проделывает в ходе их освоения, как с точки зрения овладения приемами критического политологического мышления, применения различных методик анализа информации, так и в плане накопления сведений об актуальном политическом процессе и его историческом развитии.

Знания, полученные в результате освоения дисциплины «Сравнительная политология», предназначены для дальнейшей конкретизации в дисциплинах специализации.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Сравнительная политология»

В результате освоения дисциплины «Сравнительная политология» формируются следующие компетенции:

-владением общенаучной и политологической терминологией, умением работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ОПК-2);

— способность давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом (ОПК-9).

В рамках указанных компетенций обучающийся должен:

Код компетенции Планируемые результаты обучения
ОПК-2 Знать: фундаментальные основы научного анализа сравнительной политики как теоретического, так и прикладного уровней;

Уметь: эффективно осуществлять поиск нужной информации, применять адекватные методы ее обработки, делать соответствующие выводы;.

Владеть: способностью к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения; конкретными методами сравнительного анализа политических систем, институтов и процессов.

ОПК-9 Знать: базовые понятия сравнительного исследования, основы ведущих теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, основные идеи и концепции в сравнительной политологии, информацию о функционировании разнообразных политических систем, их отдельных институтах, выявляя при этом специфику российской политической системы;

Уметь: самостоятельно осуществлять выбор и обоснование критериев сравнительного исследования, в наибольшей степени

соответствующих изучаемой проблеме; самостоятельно

разрабатывать концепцию сравнительного исследования; обосновывать итоговые выводы сравнительного исследования; применять полученные выводы на практике;

Владеть: навыками систематизации общественно-политических явлений и процессов; навыками участия в исследовательском процессе, навыками сравнительного анализа политических систем и институтов.

4. Структура и содержание дисциплины «Сравнительная политология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 288 часов.

п/ п

Раздел дисциплины Семе стр Неделя семест ра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточн ой аттестации (по семестрам)

лекц

ии

практ ически

е

заняти

я

самос т.раб Всег о
1 Становление и эволюция сравнительной политологии 6 1-2 2 2 2 6 Работа на семинарском занятии
2 Методологическ ие подходы и теории сравнительной политологии 6 3-4 2 2 2 6 Работа на семинарском занятии Подготовка рефератов
3 Сравнительный метод в политической науке 6 5-6 2 4 2 8 Работа на семинарском занятии
4 Сравнительный анализ политических систем 6 7-8 2 4 2 8 Работа на семинарском занятии
5 Политические режимы в сравнительной перспективе 6 9-10 2 4 2 8 Работа на семинарском занятии
6. Сравнительный анализ основных форм правления 6 11-12 2 6 2 10 Работа на семинарском занятии Подготовка индивидуальн ых заданий
7. Сравнительный анализ особенностей административн о- территориальной организации современных государств 6 13-14 2 6 2 10 Работа на семинарском занятии Подготовка индивидуальн ых заданий
8. Системы представительст ва, выборы и избирательные системы 6 15-16 2 4 2 8 Работа на семинарском занятии
9. Сравнительный анализ политических партий и партийных систем 6 17-18 2 4 2 8 Работа на семинарском занятии Подготовка индивидуальн ых заданий
Промежуточная аттестация Зачет
Итого в 6 семестре 18 36 18 72
10. Политическая модернизация 7 1 2 2 8 12 Работа на семинарском занятии
11. Политика модернизации в сравнительной перспективе 7 2 2 2 8 12 Работа на семинарском занятии
12. Теоретические основы изучения переходных процессов в современной компаративисти 7 3-5 6 6 12 24 Работа на семинарском занятии
ке
13. Характеристика переходных политических систем латиноамерикан ских стран 7 6-7 2 4 10 16 Работа на семинарском занятии Подготовка рефератов
14. Переходные процессы в странах Юго­Восточной Азии 7 7-8 2 4 10 16 Работа на семинарском занятии Подготовка рефератов
15. Особенности переходных процессов в странах Южной Европы 7 8-9 2 4 10 16 Работа на семинарском занятии Подготовка рефератов
16. Общая характеристика переходных процессов в политических системах стран Центральной и Восточной Европы 7 9-10 2 4 10 16 Работа на семинарском занятии Подготовка рефератов
17. Количественные методы в сравнительных исследованиях. Измерение демократии 7 11-13 4 6 12 22 Работа на семинарском занятии Подготовка индивидуальн ых заданий
18. Проект «Политический атлас современности» как пример глобальных сравнений. 7 13-14 2 4 10 16 Работа на семинарском занятии
19. Сравнительный анализ политических культур 7 14-15 2 4 6 12 Работа на семинарском занятии
20. Постсоветская

Россия как демократически

7 15-16 2 4 12 18 Работа на семинарском
й транзит занятии
Промежуточная аттестация Экзамен
Итого в 7 семестре — 216 28 44 108 180 Экзамен — 36
Всего — 288 46 80 126 252 36

Тема 1. Становление и эволюция сравнительной политологии

Становление сравнительной политологии. Предметное поле сравнительной политологии. Понятийно-категориальный аппарат сравнительной политологии. Сравнительная политология как эмпирическая дисциплина.

Собственные теоретико-методологические основания сравнительной политологии. Две традиции в сравнительной политологии. Проблемы и этапы развития. “Традиционный” этап сравнения. Бихевиоральный этап сравнительной политологии. Плюралистический этап сравнительной политологии. Основная проблематика сравнительной политологии (СП).

Сравнительная политология в система политологических дисциплин. Её роль как «посредника» между теорией и эмпирически ориентированными дисциплинами. Актуальность сравнительно-политических исследований в современном мире.

Тема 2. Методологические подходы и теории сравнительной политологии

Институциональный подход: идеи, этапы, течения, проблемы. Эволюция бихевиорального подхода. Характерные черты, интеллектуальные принципы и критическая оценка бихевиорального движения. Виды бихевиоральных исследований. Содержание постбихевиоральной революции. Структурный функционализм. Системный анализ. Предпосылки теории рационального выбора. Политика в теории рационального выбора. Модификации теории рационального выбора. Стратегии политического поведения:теория игр. Разновидности нового институционализма (нормативный, исторический, социальный, структурный).

Тема 3. Сравнительный метод в политической науке

Сравнение как метод анализа. Этапы сравнительного исследования. Количественные и качественные сравнительные исследования. Сравнительно­сопоставительный метод. Историко-типологическое сравнение. Историко-генетическое сравнение. Характер и типы сравнительных исследований. Основные методологические дилеммы и исследовательские стратегии. Методические проблемы сравнения.

Тема 4. Сравнительный анализ политических систем

Понятие системы, системные качества. Происхождение теории систем. Теории политической системы. Системный анализ. Политические системы государств и их внешняя и внутренняя среда. Сходства и различия в политических системах. Типологии политических систем: история и современность.

Тема 5. Политические режимы в сравнительной перспективе

Проблема соотнесения понятий “политическая система” и “политический режим”. Критерии политического режима. Понятие типологии. Функции типологии. Виды типологий. Линейные типологии политических систем. Сравнительно-ретроспективная типология в параметрах внутрисистемной автономности (Г.Алмонд, Б.Пауэлл и др.). Координатные типологии политических систем (Ж.Блондель). Типологии переходных политических систем. Типология политических систем Ч.Эндрейна.

Тема 6. Сравнительный анализ основных форм правления

Понятие и виды форм правления. Сравнительный анализ президентской, президентско-парламетской, премьерско-президентской и парламенткой систем.

Характерные особенности полномочий президента, правительства и парламента при различных республиканских формах правления. Понятие административно­территориального устройства государства. Формы политико-территориального устройства. Распределение и делегирование функций государства по горизонтали и по вертикали, соответствующие типы государственого устройства, факторы их предпочтительности. Институт президентства и разновидности президентского правления (США, Франция, ФРГ, Финляндия).

Тема 7. Сравнительный анализ особенностей административно­территориальной организации современных государств

Сравнительный анализ особенностей административно-территориальной организации современных государств.

Унитарные и федеративные государства (Франция, Швейцария). Типология федераций. Территориальная автономия, ее типы и разновидности (Соединенное Королевство, Испания, Дания, Финляндия). Федерации и конфедерации, их типы и разновидности (ФРГ, Бразилия, Индия, Россия). Корпорации и корпоративизм

Тема 8. Системы представительства, выборы и избирательные системы

Представительство, его связь с процессами наделения полномочиями, т.е. с делегированием власти и с санкционированием политического авторитета (от простой поддержки до формализованной легитимации). Исторические и современные типы институтов представительства (родо-племенные, клановые, корпоративные, сословные, этно-расовые, конфессиональные, общинные, территориальные и т.п.). «Штаты», палаты, курии и «землячества» в представительных органах. Процедуры делегирования и выбора (жребий, ротация, голосование и т.п.). Выбирающие акторы (население, корпус граждан, компетентная группа, сакральный авторитет, «судьба», «объективные законы истории» и т.п.). Прямые и непрямые выборы (США, ФРГ, Швейцария). Современные выборы, референдумы и плебесциты как конституционные (искусственные и контролируемые) кризисы воспроизводства политических систем и обновления политических процессов. Выбор представителей и должностных лиц, а также политических курсов и решений.. Типы современных избирательных систем. Варианты мажоритарных, пропорциональных, преференциальных и смешанных систем (США, Франция, ФРГ, Ирландия, скандинавские страны). Гипотеза Дюверже. Особенности российской избирательной системы. Избирательный процесс, его фазы и участники. Типы избирательного процесса и избирательных кампаний. Место электоральной компаративистики в сравнительной политологии.. Проблемы эффективности избирательных систем. Индексы партийно­групповых связей. “Эффективное число электоральных партий” “Эффективное число парламентских партий”. Манипуляции избирательной системой.

Тема 9. Сравнительный анализ партийных систем

Политические партии и альтернативные формы политической организации. Исследования эффективного числа электоральных и парламентских партий. Исследование условий, определяющих партийные системы. Типологизация партийных систем. Сравнительный анализ эффективности двухпартийной и многопартийной систем. Проблемы кризиса партии.

Организация и политическое представительство интересов. Группы интересов и их разновидности. Формы активности групп интересов. Специфические аспекты организации интересов и деятельности политических групп интересов в Европе, Северной Америке, Японии и России.

Тема 10. Политическая модернизация

Понятие модернизации. Естественные и форсированные разновидности модернизации. Ускоренное развитие, экспорт модернизации и т.п. Чистые и смешанные типы. Отдельные стороны и признаки модернизации в целом, ее неполитические (средовые) аспекты: индустриализация, массовое производство и стандартизация,

секуляризация, возникновение национальных культур и языков, развитие национальных систем образования и массовых коммуникаций, урбанизация, отчуждение и т.п.

Тема 11. Политика модернизации в сравнительной перспективе

Аспекты и признаки политической модернизации: утверждение суверенитета и конституционности территориальных политических систем, отчетливое разделение государства и гражданского общества, выработка механизмов опосредования и связи государства и гражданского общества, рационализация власти (монополия государства на принудительное насилие, возвышение поддержки до уровня легитимности, институциональное разделение властей и т.п.), возникновение специфических институтов и т.п. «Естественные» и форсированные модернизации, их национальные и цивилизационные варианты. Особенности модернизации в России.

Тема 12. Теоретические основы изучения переходных процессов в современной компаративистике

Эволюционные циклы С. Хантингтона как методология сравнительного исследования политических переходных систем. Возможность проведения «вертикальных» и «горизонтальных» сравнительных исследований. Генетическая модель Д. Растоу. Национальная идентичность как предварительное условие, подготовительная фаза, фаза принятия решения, фаза привыкания. Идеал-типическая модель переходных процессов Ф. Шмиттера. Три стадии перехода: либерализация, демократизация, консолидация. Типы взаимодействий между элитами в процессе перехода. Варианты переходных процессов по Ф. Шмиттеру: пакт, реформа, навязанный переход и революция. Основные способы воздействия международных факторов: диффузия, согласие, приручение, контроль. Особенности методологического подхода В. Банс к исследованию стран Восточной Европы. Элементы определенности и неопределенности в политико­экономических системах государственного социализма, либерально-демократического капитализма и переходного периода. Факторы, влияющие на динамику переходных процессов: внешняя международная среда, государство и нациобразующие факторы, уровень социально-экономического развития, социально-классовая структура, культурно­политические ценности и ориентации, политические факторы и процессы, политико­психологические факторы.

Тема 13. Характеристика переходных политических систем латиноамериканских стран

Сравнительная характеристика переходных политических систем Латинской Америки: общие закономерности осуществления транзитов в странах Латинской Америки. Основные социально-экономические показатели региона: ВВП, динамика ВВП, продолжительность жизни, динамика роста населения и ряд других; циклический и неорганичный характер переходного процесса; роль вооруженных сил, характеристика политических режимов, конституционные реформы, демократические традиции в регионе, особенности президентских форм правления и партийных систем, конституционные реформы в регионе, роль католической церкви в процессе перехода, особенности политической культуры, динамика внешнего долга, отношения с МВФ, МБРР и другими финансовыми организациями.

Тема 14. Переходные процессы в странах Юго-Восточной Азии

Характеристика переходных процессов в Юго-Восточной Азии: общая характеристика региона; различные подходы к его структурированию (южная и северная модели, островная и континентальная, модель ЮВА, ВА, ЮА и ряд других; одинарность и неорганичность перехода, фактор социально-этнической гетерогенности; религиозная идеология как фактор осуществления перехода; формы партийных систем; роль государства в процессе преобразований; авторитарные режимы личной власти; законы электорального поведения и способ формирования парламента; демократический опыт региона, характеристика форм правления в регионе; отношения с международными валютными организациями.

Тема 15. Особенности переходных процессов в странах Южной Европы

Общая характеристика переходных процессов в странах региона. Генетическая связь с фашизмом, влияние международных факторов, кратковременность, одинарность. Выделение и особенности проявлений трех фаз перехода: либерализации, демократизации, консолидации. «Пакт» как отличительная особенность переходного процесса. Оформление партийной, избирательной систем. Влияние культурно­этнического фактора, наличия предыдущего опыта демократизации. Отношения с МВФ, МБРР, ЕБРР и другими финансовыми организациями. Современная политико­экономическая характеристика стран региона.

Тема 16. Общая характеристика переходных процессов в политических системах стран Центральной и Восточной Европы

Общая характеристика переходных процессов в странах региона. Влияние исторического прошлого, идеологического фактора, международного фактора, стратегии осуществления переходов, феномен «бархатных революций», трудности консолидации демократии.

Тема 17. Количественные методы в сравнительных исследованиях. Измерение демократии

Понятие индекса. Логика развития индексов демократии. Индекс политического развития Катрайта. Индекс демократического действия Нейбауэра. Индекс демократизации Ванханена. Индекс свободы «Дома свободы». Индекс политической демократии Боллена. Идея демократического аудита.

Тема 18. Проект «Политический атлас современности» как пример глобальных сравнений.

История проекта «Политический атлас современности». Концептуальные и методологические посылки. Прецеденты и проблемы проведения глобальных сравнений.

Количественные и качественные исследования в проекте. Пять индексов: структура и рейтинги стран. Применение разных видов статистического анализа. Россия в рейтингах.

Тема 19. Сравнительный анализ политических культур

Политическая культура как аналитическая категория. Концепция политической культуры Г.Алмонда и С.Вербы и ее развитие (Г.Экстайн, А.Вилдавски). Ориентационная структура политической культуры. Типология политических культур — возможности компаративного анализа. Изменчивость и стабильность политической культуры; аномия как ее кризисное состояние. Интегрированные, поляризованные и фрагментированные политические культуры (У.Розенбаум).

Опыт классификации существующих национальных политических культур.

Тема 20. Постсоветская Россия как демократический транзит

Теоретико-методологические возможности транзитологии для анализа процессов демократизации в России: итоги и перспективы. Значение сравнительного анализа для осуществления политических реформ в современной России, для диагностики состояния отдельных институтов и практик, для повышения эффективности управления и политического участия в современной России.

5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины «Сравнительная политология»

При организации и проведении занятий по курсу «Сравнительная политология» предполагается уделять внимание активным методическим формам работы (проведение практических занятий в виде дискуссий, коллоквиумов, круглых столов, дебатов), использовать компьютерную технику для демонстрации презентаций лекций и студенческих индивидуальных работ. Для более наглядного усвоения материалов курса имеются карты, таблицы и схемы, которые могут демонстрироваться с помощью специального оборудования.

При проведении занятий со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья используются адаптированные для них образовательные технологии. Форма проведения занятий для студентов-инвалидов определяется с учетом индивидуальных психофизических особенностей, и может включать в себя устные, письменные на бумаге, письменные на компьютере и иные виды образовательной активности.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий.

Для инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены следующие формы организации педагогического процесса и контроля знаний:

-для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

для выполнения контрольных заданий при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке выполнения контрольных заданий оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

— для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости студентам предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

— для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все контрольные задания по желанию студентов могут проводиться в письменной форме.

Основной формой организации педагогического процесса является интегрированное обучение инвалидов, т.е. все студенты обучаются в смешанных группах, имеют возможность постоянно общаться со сверстниками, легче адаптируются в социуме.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1. Виды самостоятельной работы

Раздел/Тема дисциплины Вид самостоятельной работы Литература
Становление и эволюция сравнительной политологии Работа с источниками и литературой. Сморгунов Л.В. Сравнительная

политология. Учебник для

бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная

политология. Учебное пособие.

М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х

томах. М. Изд-во Юрайт, 2014.

Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб.

для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.
Методологически е подходы и теории сравнительной политологии Работа с источниками и литературой. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Сравнительный метод в политической науке Работа с источниками и литературой. Разработка и обоснование теоретико­методологических основ собственного компаративного исследования Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Сравнительный анализ политических систем Работа с источниками и литературой. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Политические режимы в сравнительной перспективе Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб.

для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.
Сравнительный анализ основных форм правления Работа с источниками и литературой. Подготовка индивидуальных заданий Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Сравнительный анализ особенностей административно -территориальной организации современных государств Работа с источниками и литературой. Подготовка индивидуальных заданий Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Системы

представительств а, выборы и избирательные

системы

Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Подготовка индивидуальных заданий Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Сравнительный анализ политических партий и партийных систем Работа с источниками и литературой. Подготовка индивидуальных заданий Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб.

для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.
Политическая модернизация Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Политика модернизации в сравнительной перспективе Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Теоретические основы изучения переходных процессов в современной компаративистик е Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Характеристика переходных политических систем латиноамериканс ких стран Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб.

для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.
Переходные процессы в странах Юго­Восточной Азии Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Особенности переходных процессов в странах Южной Европы Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Общая характеристика переходных процессов в политических системах стран Центральной и Восточной Европы Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Количественные методы в сравнительных исследованиях. Измерение демократии Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Подготовка индивидуальных заданий Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб.

для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.
Проект «Политический атлас современности» как пример глобальных сравнений. Работа с источниками и литературой. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Сравнительный анализ политических культур Работа с источниками и литературой. Подготовка докладов и сообщений на семинарское занятие. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014.

Соловьев А. И. Политология. Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Постсоветская Россия как демократический транзит Работа с источниками и литературой. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для бакалавров. СПб., 2012.

Василенко И.А. Сравнительная политология. Учебное пособие. М., 2009.

Мухаев Р.Т. Политология в 2-х томах. М. Изд-во Юрайт, 2014. Соловьев А. И. Политология.

Политическая теория.

Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. М., 2010.

Итого часов на самостоятельную работу — 126.

6.2. Вопросы для углубленного самостоятельного изучения

1. Сравнительный метод и особенности его применения в политологическом анализе.

2. Основные этапы становления сравнительной политологии.

3. Идеальные типы и их значение для сравнительных исследований.

4. Сравнительная политология в системе политологических дисциплин.

5. Понятие политической системы. Модели политической системы.

6. Понятие политического режима, типология политических режимов.

7. Виды авторитарных режимов, их сходства и различия

8. Формы и модели демократии.

9. Типы политической культуры. Гражданская культура.

10. Политическая культура в наиболее экономически развитых странах.

11. Политическая культура в странах Восточной Европы и «новых независимых государствах».

12. Типы избирательных систем. Достоинства и недостатки избирательных систем.

13. Варианты мажоритарных, пропорциональных, преференциальных и смешанных систем (США, Франция, ФРГ, Ирландия, скандинавские страны).

14. Разновидности референдумов и плебисцитов.

15. Гипотеза Дюверже о соотношении избирательной системы и партийной системы.

16. Понятие политической партии. Условия возникновения политических партий.

17. Классификация политических партий.

18. Парламентская деятельность партий в различных регионах мира.

19. Модели формирования коалиционного правительства.

20. Понятие «партийная система». Классификация партийных систем.

21. Факторы, влияющие на формирование и развитие партийных систем.

22. Высшие органы законодательной власти, их классификация.

23. Функции парламентов.

24. Президентская, парламентская и премьерско-президентская системы власти.

25. Принципы организации судебной власти, механизм отбора судей.

26. Понятия «политические изменения», «политическое развитие», «политическая модернизация».

27. Различение современных и несовременных политических систем и

процессов, соответствующие типологии политического развития (Алмонд, Блеэк,Парсонс, Рассет, Эйзенштадт и др.).

28. Факторы, влияющие на ход и результаты модернизации.

29. Демократия, её разновидности.

30. Связь демократизации с модернизацией.

31. Основные типы и пути демократизации. Институциональные модели и условия демократизации.

32. Этапы и фазы перехода от авторитарных к демократическим режимам.

6.3. Порядок выполнения самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Сравнительная политология» предполагает подготовку к семинарским занятиям и к сдаче экзамена. В рамках подготовки к семинарским занятиям студенту предлагается самостоятельное изучение специальной научной литературы; творческая аналитическая работа с первоисточниками, написание конспектов, то есть в результате студент должен научиться правильно и грамотно конспектировать информацию, выделять главные мысли и идеи авторов, делать собственные выводы. Кроме использования литературы, которая рекомендована в программе учебной дисциплины, студентам целесообразно овладеть методикой самостоятельного поиска необходимой литературы для подготовки докладов, сообщений, выполнения практических заданий.

Важной формой подготовки к семинарскому занятию в рамках дисциплины «Сравнительная политология» является проведение самостоятельного компаративного исследования на избранную тему. Помимо изучения первоисточников и работы с учебной и научной литературы, здесь потребуется работа с нормативными актами, со справочной, статистической и иной специализированной информацией. Важно и отслеживание текущей политической информации; а также выполнение задач и упражнений на расчет количественных характеристик политических систем; подготовка индивидуальных заданий в виде презентаций на заданную тему. Самой главное в ходе подготовки к

семинарскому занятию по дисциплине «Сравнительная политология» — это формирование, развитие и закрепление аналитических способностей студентов, умение применять полученные теоретические знания при решении конкретных поставленных задач.

Важным итогом самостоятельной работы студентов по дисциплине «Сравнительная политология» является сдача экзамена. Цель экзамена — завершить курс обучения, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. На экзамене проверяется не столько уровень запоминания учебного материала студентом, сколько то, как он понимает те или иные политические категории и реальные политические проблемы.

Фонд оценочных средств включает в себя вопросы к практикуму по методике сравнительного политологического исследования, темы докладов, тестовые задания, вопросы к экзамену для промежуточной аттестации.

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Семест р Лекции Лабора торные занятия Семинарские занятия Самостояте льная работа Автоматизир ованное тестирование Другие виды учебной деятельно сти Промеж уточная аттестац ия Итого
6 10 0 30 30 0 0 30 100
7 10 0 30 30 0 0 30 100

Программа оценивания учебной деятельности студента

6 семестр

Лекции

Посещаемость — от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% посещенных лекций — 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций — 1 балл, от 41 до 60% посещенных лекций — 2 балла; от 61 до 80% посещенных лекций — 3 балла; от 81 до 90% посещенных лекций — 4 балла; от 91 до 100% посещенных лекций — 5 баллов)

Активность, участие в блиц-опросах по ранее пройденному материалу — от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% правильных ответов — 0 баллов, от 21 до 40% правильных ответов — 1 балл, от 41 до 60% правильных ответов — 2 балла; от 61 до 80% правильных ответов — 3 балла; от 81 до 90% правильных ответов — 4 балла; от 91 до 100% правильных ответов — 5 баллов)

Практические занятия

Посещаемость — от 0 до 10 баллов (от 0% до 20% посещенных лекций — 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций — 2 балла, от 41 до 60% посещенных лекций — 4 балла; от 61 до 80% посещенных лекций — 6 баллов; от 81 до 90% посещенных лекций — 8 балла; от 91 до 100% посещенных лекций — 10 баллов)

Активность работы в ходе выполнения контрольных заданий в аудитории — от 0 до 5 баллов. ( по 1 баллу за каждые 3 семинарских занятия, в ходе которых студент проявил позитивную активность в ходе выполнения контрольных заданий в аудитории)

Правильность выполнения контрольных заданий в аудитории — от 0 до 15 баллов. (по 1 баллу за каждое семинарское занятие, в ходе которого было выполнено правильно задание)

Самостоятельная работа

Актуальность выбранной темы для самостоятельной работы — 0-3 балла;

Выдвижение гипотезы, формулирование проблемы, объекта и предмета исследования — 0-2 баллов;

Операционализация ключевых понятий — 0-3 баллов;

Подбор основных источников — 0-3 баллов;

Качество работы с источниками — 0-5 баллов;

Уровень владения методами исследований — 0-7 баллов;

Верифицируемость полученных выводов — 0-7 баллов.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в форме устного зачета. Зачет включает в себя вопросы теоретического обучения.

ответ на «отлично» оценивается от 25 до 30 баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от 20 до 24 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 11 до 19 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 10 баллов.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 6 семестр по дисциплине «Сравнительная политология» составляет 100 баллов.

Таблица 2. Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Сравнительная политология» в оценку (зачет):

50 баллов и более «зачтено» (при недифференцированной оценке)
меньше 50 баллов «не зачтено»

7 семестр

Лекции

Посещаемость — от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% посещенных лекций — 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций — 1 балл, от 41 до 60% посещенных лекций — 2 балла; от 61 до 80% посещенных лекций — 3 балла; от 81 до 90% посещенных лекций — 4 балла; от 91 до 100% посещенных лекций — 5 баллов)

Активность, участие в блиц-опросах по ранее пройденному материалу — от 0 до 5 баллов. (от 0% до 20% правильных ответов — 0 баллов, от 21 до 40% правильных ответов — 1 балл, от 41 до 60% правильных ответов — 2 балла; от 61 до 80% правильных ответов — 3 балла; от 81 до 90% правильных ответов — 4 балла; от 91 до 100% правильных ответов — 5 баллов)

Практические занятия

Посещаемость — от 0 до 10 баллов (от 0% до 20% посещенных лекций — 0 баллов, от 21 до 40% посещенных лекций — 2 балла, от 41 до 60% посещенных лекций — 4 балла; от 61 до 80% посещенных лекций — 6 баллов; от 81 до 90% посещенных лекций — 8 балла; от 91 до 100% посещенных лекций — 10 баллов)

Активность работы в ходе выполнения контрольных заданий в аудитории — от 0 до 5 баллов. ( по 1 баллу за каждые 3 семинарских занятия, в ходе которых студент проявил позитивную активность в ходе выполнения контрольных заданий в аудитории)

Правильность выполнения контрольных заданий в аудитории — от 0 до 15 баллов. (по 1 баллу за каждое семинарское занятие, в ходе которого было выполнено правильно задание)

Самостоятельная работа

Актуальность выбранной темы для самостоятельной работы — 0-3 балла;

Выдвижение гипотезы, формулирование проблемы, объекта и предмета исследования — 0-2 баллов;

Операционализация ключевых понятий — 0-3 баллов;

Подбор основных источников — 0-3 баллов;

Качество работы с источниками — 0-5 баллов;

Уровень владения методами исследований — 0-7 баллов;

Верифицируемость полученных выводов — 0-7 баллов.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в форме устного экзамена. Экзамен включает в себя вопросы теоретического обучения.

ответ на «отлично» оценивается от 25 до 30 баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от 20 до 24 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 11 до 19 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 10 баллов.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 7 семестр по дисциплине «Сравнительная политология» составляет 100 баллов.

Таблица 2. Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Сравнительная политология» в оценку (экзамен):

91-100 баллов «отлично»
75 — 90 баллов «хорошо»
50 -74 баллов «удовлетворительно»
0 — 49 баллов «не удовлетворительно»

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Сравнительная политология»:

А) основная литература:

1. Сравнительная политология [Текст] : учебник / Т. А. Яшкова. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 607, [1] с. — (Учебные издания для бакалавров). — Библиогр.: с. 605-607 (54 назв.). — ISBN 978-5-394-02408­5 (в пер.) : 396.00 р.

2. Сравнительная политология постсоветского пространства [Текст] :

учебное пособие / В. Г. Егоров, А. В. Абрамов, С. Н. Федорченко. — Москва : КноРус, 2015. — 411, [1] с. : ил. — (Бакалавриат). — Библиогр. в конце разд. — ISBN 978-5-406-04855-9 (в пер.) : 485.38 р.

Допущено УМО по клас. унив. образованию в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. ВО «Политология»

3. ПОЛИТОЛОГИЯ В 2 Т [Текст] : Учебник / Р. Т. Мухаев. — 5-е изд., пер. и

доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 703 с. — (Бакалавр. Академический курс). — 160 экз.. — ISBN 978-5-9916-4141-8 : 1934.78 р. — ISBN 978-5-9916-4363-4 : 1934.78 р. — ISBN978-5-9916-4364-1 : 1934.78 р.

Б) дополнительная литература:

1. Методология политической компаративистики [Текст] = Methodoloy of Comparative Political Science / Т. Н. Митрохина ; под ред. В. М. Долгова. — 2-е изд., испр. и доп. — Саратов : Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. акад. права», 2008. — 224, [4] с. : рис. —

Библиогр.: с. 202-216. — Предм. и имен. указ.: с. 221-224. — ISBN 978-5-7924-0634-6 (в пер.) : 150.00 р.

2. Политология. Политическая теория. Политические технологии [Текст] : учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 574, [2] с. : табл. — ISBN 978-5-7567-0522-5 (в пер.) : 480.00 р., 530.00 р.

Рекомендован М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов вузов

3. Сравнительная политология [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Желтов ;

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». — Москва : Акад. Проект : Фонд «Мир», 2008. — 648, [8] с. — (Gaudeamus). — ISBN 978-5-8291-0929-5 (Акад. Проект) (в пер.). — ISBN 978-5-902357-63-6 (Фонд «Мир») : 290.00 р., 315.00 р., 415.00 р.

Допущено Минобрнауки России в качестве учеб. пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. 030200 и специальности 030201 ВПО «Политология»

4. Сравнительная политология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Василенко. — Москва : Юрайт : Высш. образование, 2009. — 376, [8] с. — (Магистр) (Специальный курс). — Библиогр.: с. 374-376 (52 назв.). — ISBN 978-5-9916-0103-0 (Изд-во Юрайт) (в пер.). -ISBN 978-5-9692-0469-0 (Высш. образование) : 229.00 р., 242.11 р.

В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Российская ассоциация политической науки http://www.rapn.ru/

2. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru

3. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

4. Журнал «Полис» // http://www.politstudies.ru.

5.

5. Портал «Аудиторную» // http://www.auditorium.i-u.

6. Научная электронная библиотека // http://www.elibrarv.ru.

7. Сравнительная политология он-лайн http.7/www.hauss.politics.wadsworth.com/

8. Ресурсы по сравнительной политологии

http://osiris.colorado.edu/POLSCI/RES/comp.html

9. Сеть АСЕ по просвещению в области выборов http://aceproject.org/

10. Зарубежные конституции http ^/constitution. earant.ru/DOC_ 40 OO.htm

И. «Дом свободы» http://www.freedomhouse.org/

12. Справочник по странам мира http://www.worldstatesmen.org/

13. Справочник по странам мира http://www.atlapedia.com/

14. Справочник по странам мира http://www.infoplease.com/world.html

15. Ресурсы Интернет по странам мира http://www.politicalresources.net/

16. Выборы в мире http://www.electionworld.org/

17. «Политический атлас современности» http://www.worldpolitics.org/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (.модуля)

— наличие компьютерного класса;

— наличие доступного для студента выхода в Интернет;

— наличие специально оборудованных кабинетов или аудиторий для мультимедий­ных презентаций.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.04 «Политология».

Автор

к-пол.н., доцент

Программа разработана в 2016 году, одобрена на заседании кафедры политических наук от «24» февраля 2016 года, протокол № 9.

Заведующий кафедрой политических наук, д. пол. н., профессор

Декан юридического факультета, д.юр.н., профессор

Г.Н.Комкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *