Рубрики
Новости

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Конституционное право зарубежных стран

Следственный комитет Российской Федерации

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

«АКАДЕМИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Юридический институт

Кафедра государственно-нравовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Конституционное право зарубежных стран

по направлению подготовки (специальности) 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация (степень) «юрист»)

Форма обучения очная

Москва 2015

2

Аннотация

Данная рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла «Конституционное право зарубежных стран» (С3. Б.8) очной формы обучения основной образовательной программы высшего образования по направлению 40.05.01. — «Правовое обеспечение

национальной безопасности.

Программа дисциплины «Конституционного право зарубежных стран» непосредственно направленна на развитие в обучающихся юридически грамотной устной и письменной речи, стремления к саморазвитию.

Общая трудоемкость дисциплины по Учебном плану составляет 2 зачетных единицы (72 часа), период обучения — 3 семестр, продолжительность обучения — один семестр, форма контроля — зачет во 3 семестре.

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» является развитие правового мышления и правовой культуры обучающихся на основе формирования у них представлений о типологии моделей конституционализма и особенностях современного развития конституционного права в зарубежных странах.

Задачи:

— сформировать у обучающихся навык владения основными положениями и категориями зарубежного конституционного права;

— обеспечить приобретение обучающимися опыта сравнительно-правового анализа;

— сформировать у обучающихся навык самостоятельной работы с конституциями зарубежных государств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» (С3.Б.8) реализуется как дисциплина базовой части профессионального цикла по направлению подготовки (специальности) 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация (степень) «юрист»).

В изучении дисциплины обучающиеся должны опираться на знания, умения и компетенции, полученные в результате освоения дисциплин: «Теория государства и права», «История государства и права зарубежный стран», «Конституционное право России».

Перед началом изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

— систему и структуру права, современные правовые системы;

— общие правила применения права;

— содержание прав и свобод человека;

3

— понятие и принципы правосудия;

— органы и способы международно-правовой защиты прав человека;

— основные юридические профессии;

уметь:

— самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

— характеризовать основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина;

— объяснять содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;

— различать формы (источники) права, субъектов права.

владеть: умением получать и осмысливать правовую информацию, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

От обучающихся требуются: навыки активного восприятия и обсуждения лекционного материала, умение аналитически работать с литературой.

Дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» является обеспечивающей для ряда дисциплин образовательной программы.

Междисциплинарные связи дисциплины с обеспечиваемыми дисциплинами образовательной программы

№ п/п Наименование обеспечиваемых дисциплин Разделы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых дисциплин
1 2
1. Проблемы теории государства и права +
2. Гражданское право +

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ООП

Процесс изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» направлен на формирование компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030901 — «Правовое обеспечение национальной безопасности

Профессиональными компетенциями:

ПК-8 — способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;

Компетенция ПК-8 формируется в области и с учетом отраслевой специфики дисциплины.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

4

— особенности конституционализма как правового явления, основные тенденции его исторического становления и современного развития, доктринальную и институциональную специфику основных моделей конституционализма;

— специфику реализации моделей конституционализма в изученных зарубежных странах;

— типологию источников конституционного права зарубежных стран, специфику правотворческой и правоприменительной практики в сфере конституционного права, связанную с особенностями правовых семей;

— принципы и формы организации государственной власти в США, Великобритании, Франции, ФРГ, КНР;

— методологическую, общественно-политическую и социокультурную обусловленность современных дискуссий о развитии конституционного права.

Уметь:

— применять методы формально-юридического, структурно-функционального, институционального, аксиологического, историко-генетического, сравнительно­правового, системного анализа при изучении национальных конституционных систем;

— выявлять социальные процессы, явления и события, оказавшие влияние на формирование и эволюцию конституционных систем изученных зарубежных стран;

— характеризовать ключевые особенности конституционных систем США, Великобритании, Франции, ФРГ, КНР, в том числе выявляя их специфику, связанную с моделями конституционализма, традициями правопонимания и правоприменения правовых семей, национальной правовой культурой;

— соотносить алгоритмы постановки целей и задач конституционного строительства, моделирования конституционно-правового статуса личности и формы государства с особенностями договорного и органического правопонимания, спецификой моделей конституционализма, изученными политическими и правовыми учениями;

— интерпретировать проблемы совершенствования конституционного законодательства в контексте совершенствования политической системы, инновационного обновления экономической, социальной, культурной сфер жизни российского общества;

— применять полученные знания для анализа современного состояния конституционно-правовых институтов и прогнозирования их возможного дальнейшего развития с использованием юридического категориального аппарата;

— формулировать собственное мнение по проблематике курса, аргументировано представлять свою точку зрения в ходе дискуссии и дебатов, при выполнении ролевых учебных заданий;

— использовать формат учебной проектной деятельности для изучения институциональных основ государственного строя;

— переводить информацию, характеризующую институциональные особенности государственного строя, из текстовой знаковой системы в графическую;

— корректно использовать термины и понятия юридической науки,

5

необходимые для анализа конституционно-правовых отношений;

— сравнивать зарубежный и российский опыт конституционно-правового строительства, выявляя актуальные подходы к регулированию современных общественных отношений;

— самостоятельно организовывать свою учебную деятельность исходя из предъявляемых требований рейтинговой системы и собственных образовательных потребностей.

Владеть:

— способностью соотносить свои мировоззренческие установки, гражданскую позицию и социальную мотивацию с основами конституционного правопорядка;

— готовностью осознанно проявлять личную позицию по отношению к актуальным проблемам развития демократии, государственности, институтов гражданского общества и механизмов правовой социализации человека;

— толерантном отношением к этическим и социально-поведенческим моделям, отражающим правовую культуру народов мира;

— культурой публичного выступления;

— способностью к конструктивному диалогу и взаимодействию с коллегами;

— готовностью к пересмотру и уточнению собственных взглядов, конструктивному восприятию критики в свой адрес.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестр 3
Аудиторные занятия (всего) 40/1,1 40
В том числе:
Лекции 20/0,6 20
Семинары (С) 16/0,4 16
Практические занятия (ПЗ) 4/0,1 4
Самостоятельная работа (всего) 32/0,9 32
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям 32/0,9 32
Практикум
Подготовка к контрольной работе
Другие виды самостоятельной работы
Курсовая работа
Реферат
Контрольная работа
Промежуточная аттестация Зачет
Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72 72
2 2

6

В процессе изучения дисциплины не предусмотрена подготовка курсовой работы.

Возможно включение в планы семинарских занятий практических задач.

4.2. Учебно-тематический план

Раздел дисциплины (темы) Семестр Виды учебной работы Формы контроля успеваемости
Всего Лекции Семинарские занятия Практические занятия Самостоятельная работа
Раздел 1. Общая часть 3 34 8 4 4 18
Тема 1. Предмет, система и источники конституционного права зарубежных

стран.

3 6 2 0 2 2 О, КС
Тема 2. Конституции зарубежных стран. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах. 3 6 2 0 2 2 ДЗ, О, КС
Тема 3. Формы государства в зарубежных странах. 3 2 0 0 0 2 ДЗ
Тема 4. Политические партии, партийные системы, общественные организации и движения в зарубежных странах 3 4 0 0 0 4 ДЗ
Тема 5. Глава государства, Парламент в зарубежных странах. Законодательный

процесс.

3 6 2 2 0 2 ДЗ, О, Э
Тема 6. Правительство в зарубежных странах. 3 6 2 2 0 2 О
Тема 7. Судебная власть в зарубежных странах. Местное самоуправление в

зарубежных странах.

3 4 0 0 0 4 ДЗ
Раздел 2. Особенная часть 3 38 12 10 0 14
Тема 8. Основы конституционного права США и Великобритании 3 6 2 2 0 2 ДЗ, о
Тема 9. Основы конституционного права Франции 3 6 2 2 0 2 ДЗ, о, ди
Тема 10. Основы конституционного права Германии 3 6 2 2 0 2 ДЗ, о
Тема 11. Основы конституционного права Италии и Испании 3 6 2 2 0 2 ДЗ, о
Тема 12. Основы конституционного права Китайской Народной Республики и

Японии

3 8 2 2 0 4 ДЗ, о
Тема 13. Основы конституционного права Индии и Египта 3 6 2 2 0 2 ДЗ, т
Итого: 72 20 16 4 32

7

Зачет 3

Формы текущего контроля успеваемости: домашнее задание (ДЗ) написание реферата (Р), тестирование (Т), опрос (О), эссе (Э), круглый стол (КС).

4.3. Содержание дисциплины

Раздел 1.

Общая характеристика конституционного права

Тема 1.

Предмет, система и источники конституционного права зарубежных стран

Конституционное право, как отрасль права в зарубежных странах. Место и роль конституционного права в системе права зарубежных стран.

Предмет конституционного права зарубежных стран. Методы конституционного права зарубежных стран.

Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционного права и их классификация. Объекты конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовые нормы. Специфика норм конституционного права. Конституционно-правовые институты.

Система источников конституционного права зарубежных стран. Конституция — основной источник конституционного права. Конституционные, органические и обычные законы. Конституционный обычай как источник конституционного права зарубежных стран. Судебные прецеденты и решения органов конституционного надзора. Нормативные акты глав государств и правительств, объединение государств и международные договоры. Акты, издаваемые в порядке толкования законов. Парламентские регламенты.

Общие принципы права. Доктринальные источники. Религиозное право.

Наука конституционного права зарубежных стран. Конституционное право, как учебная дисциплина. Основные тенденции развития конституционного права зарубежных стран.

Тема 2.

Конституции зарубежных стран. Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах

Понятие конституции. Содержание конституций. Общее и особенное в зарубежных конституциях. Основные черты и особенности послевоенных конституций зарубежных стран (Италия, Франция, ФРГ, Япония, Испания).

Соотношение конституций и действительности. Конституции фактические и юридические, фиктивные и нефиктивные.

Способы принятия конституций. Конституционный референдум. Принятие конституций учредительными собраниями. Октроирование конституций (принятие конституции односторонним актом исполнительной власти). Процедура и способы

8

изменения конституций.

Виды конституций, их классификация. Конституции писаные (США, Индия, Франция, Италия, Мексика, Япония) и неписаные (Великобритания, Новая Зеландия), жесткие (США, Франция, Япония, Индия) и гибкие (Великобритания, Новая Зеландия). Конституции постоянные и временные.

Тема 3.

Формы государства в зарубежных странах

Многообразие форм современных государств, его причины. Формы правления.

Монархия: понятие и сущность. Основные признаки монархии. Роль монархии в развитых странах.

Абсолютная монархия, ее признаки.

Дуалистическая монархия, ее признаки. Общие черты и особенности

дуалистических монархий в разных странах.

Парламентарная монархия, ее признаки. Общие черты и особенности

монархии в Великобритании и Японии.

Республика: понятие и сущность. Признаки республиканской формы

правления.

Президентская республика, ее признаки. Общие черты и особенности президентских республик (США, Мексика).

Парламентарная республика, ее признаки. Общие черты и особенности парламентарных республик (Италия, ФРГ, Индия).

Смешанные формы правления (Франция по Конституции 1958 г.). Выборная монархия.

Формы государственного устройства зарубежных стран.

Государственное устройство, национальный и расовый вопросы.

Унитарные государства. Правовое положение административно­территориальных единиц.

Централизованные государства (Франция). Формы контроля центральной власти над органами местного самоуправления.

Относительно децентрализованные унитарные государства (Великобритания).

Федерация: понятие, признаки, основные черты. Правовое положение

субъекта Федерации (штата, земли, провинции, кантона). Основные системы распределения компетенции между союзом и субъектами Федерации. Исключительная компетенция союза и субъектов Федерации (Канада). Исключительная компетенция союза, сфера конкурирующей компетенции союза и субъектов Федерации (ФРГ, Австрия, Пакистан). Исключительная компетенция союза, исключительная компетенция субъектов Федерации и сфера конкурирующей компетенции союза и субъектов Федерации (Индия, Малайзия). Юридическое и фактическое распределение компетенции между союзом и субъектами Федерации.

Система органов власти и управления субъектов Федерации (губернаторы, правительства, законодательные собрания). Общие черты и основные особенности

9

положения органов власти и управления субъектов Федерации в США, ФРГ и Индии. Механизм контроля центральной власти над деятельностью органов власти и управления субъектов Федерации. Основные тенденции современной Федерации.

Автономия. Областная автономия в Италии. Автономия Аландских островов в Финляндии, автономия Гренландии и Фарерских островов в Дании. Автономные районы в Индии. Автономия в Испании.

Тема 4.

Политические партии, партийные системы, общественные организации и движения в зарубежных странах

Понятие политических партий, их сущность, организация и функции.

Классификация политических партий. Политические партии и государственный аппарат. Политические партии и церковь. Партийные системы зарубежных государств. Многопартийные системы, их разновидности (Франция, Италия, ФРГ, Япония). Двухпартийные системы, их разновидности (США, Великобритания). Однопартийные системы.

Функции политических партий.

Понятие общественной организации, ее признаки. Классификация союзов и ассоциаций. Религиозные организации, их участие в политической жизни.

Тема 5.

Глава государства в зарубежных странах.

Парламент в зарубежных странах. Законодательная власть

Понятие, основные признаки и место главы государства в системе власти. Особенности статуса монарха. Общие и специфические черты юридического и фактического положения монарха в Великобритании и Японии.

Президент: особенности правового статуса.

Основные системы избрания президента: прямые выборы (Франция, Мексика, Ирландия), косвенные выборы (США), избрание президента специальной коллегией (ФРГ, Италия, Индия), парламентом (Греция). Досрочное освобождение президента от должности (отставка, импичмент). Компетенция главы государства.

Ответственность главы государства в зарубежных странах.

Полномочия главы государства в области государственного управления. Роль главы государства в формировании правительства.

Полномочия главы государства в отношении парламента.

Участие главы государства в законодательном процессе. Нормотворческая деятельность главы государства

Парламент в зарубежных странах. Законодательная власть

Парламент — общенациональный представительный орган государства. Возникновение и развитие парламента. Парламент и парламентаризм. Порядок формирования парламентов. Выборность, замещение мест в порядке назначения и наследования. Правовое положение депутата. Содержание депутатского мандата.

10

Отсутствие императивного мандата и право отзыва. Иммунитет и индемнитет.

Структура парламентов. Двухпалатные парламенты и особенности правового положения палат. Двухпалатные парламенты с равноправными палатами (сенат и палата представителей конгресса США, сенат и палата депутатов парламента Италии).

Двухпалатные парламенты с неравноправными палатами (палата общин и палата лордов парламента Великобритании, палата представителей и палата советников парламента Японии, народная палата и совет штатов парламента Индии).

Специфические черты двухпалатной структуры парламента ФРГ. Общая характеристика роли верхних палат в двухпалатных парламентах.

Однопалатные парламенты (Финляндия, Дания, Швеция, Греция, Новая Зеландия). Компетенция парламентов и способы ее закрепления. Парламенты с абсолютно неограниченной компетенцией (Великобритания, Новая Зеландия). Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией (США, Франция), парламенты с относительно ограниченной компетенцией (Индия, Малайзия, ФРГ).

Порядок деятельности парламентов, обычные и чрезвычайные сессии. Коллегиальные органы палат: бюро, президиумы. Партийные фракции и их роль в законодательной деятельности. Регламент палат (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Индия). Парламентские комитеты и комиссии.

Должностные лица палат и их правовое положение. Нормативные акты, принимаемые парламентами. Законодательная процедура в парламентах. Основные стадии законодательной процедуры. Контроль парламентов над деятельностью правительств в парламентарных странах. Вотум доверия и недоверия (парламенты Великобритании, Франции, Италии, Индии, Японии). Конструктивный вотум недоверия в парламентской практике ФРГ. Резолюция порицания, интерпелляция. Парламентские вопросы правительству. Омбудсмены. Формальный характер парламентского контроля за деятельностью правительства. Деятельность

парламентов в экономической области. Принятие бюджета, контроль за его исполнением. Участие парламента в экономическом планировании. Контроль за государственным сектором экономики. Внешнеполитические полномочия парламентов.

Тема 6.

Правительство в зарубежных странах. Исполнительная власть

Место правительства в системе высших органов власти. Виды правительств: однопартийное, коалиционное, правительство меньшинства, «служебное» правительство. Порядок формирования правительства и зависимость его от формы правления. Общие и специфические черты порядка формирования правительства в парламентской монархии (Великобритания, Япония), в дуалистической монархии, в парламентской республике (Италия, ФРГ, Индия), в президентской республике (США), в смешанной республике (Франция).

Полномочия правительства в области законодательства. Взаимоотношения

11

правительства и парламента в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония), в дуалистических монархиях, в парламентарных республиках (Италия, ФРГ, Индия), в президентских республиках (США).

Особый характер взаимоотношения правительства и парламента во Франции. Делегированное законодательство, его сущность, виды, способы контроля над ним. Методы и формы воздействия правительства на законодательную деятельность парламента. Полномочия правительства в области внешней политики. Руководство вооруженными силами и дипломатическим аппаратом. Парламентская ответственность правительства.

Тема 7.

Судебная власть в зарубежных странах.

Местное самоуправление в зарубежных странах

Судебная власть в системе разделения властей. Основные принципы судебной системы. Система общих судов. Англосаксонская модель. Континентальная модель.

Самостоятельные специализированные системы судов. Административная юстиция. Конституционные принципы правосудия.

Правовой статус судей. Судебные гарантии прав и законных интересов граждан. Конституционное правосудие.

Местное самоуправление в зарубежных странах

Понятие местного управления и местного самоуправления. Основные черты административно-территориального деления зарубежных стран. «Естественные» и «искусственные» административно-территориальные единицы. Основные модели местного управления в зарубежных странах.

Порядок формирования и структура местного самоуправления.

Компетенция органов местного самоуправления.

Взаимоотношения местных органов с центральной властью. Формы и методы контроля над деятельностью органов местного самоуправления центральной властью. Понятие административного контроля, способы его осуществления. Финансовый контроль.

Судебный контроль над местными органами в странах англосаксонской системы права.

Раздел 2.

Особенная часть

Тема 8.

Основы конституционного права США и Великобритании

Особенности социально-экономического и политического развития. Роль США в современном мире. Принятие Конституции 1787 г. Конституционные поправки.

Основы правового статуса личности. Билль о правах. Избирательное право и

12

избирательная система. Первичные выборы.

Правовой статус Президента США, его полномочия и место в системе государственных органов.

Конгресс: структура, полномочия. Законодательный процесс.

Суд и правоохранительные органы.

Понятие неписаной конституции в Великобритании. Конституционные акты. Роль конституционных обычаев и судебных прецедентов. Юридическая и фактическая структура британского парламента. Порядок избрания Палаты общин и Палаты лордов. Полномочия палат. Законодательный процесс.

Досрочное прекращение полномочий. Королевская власть в Великобритании. Порядок престолонаследия. Королевские прерогативы. Реальная роль королевы в управлении страной. Политическое и идеологическое значение монархии в Великобритании.

Правительство и кабинет. Порядок назначения министров. Тайный Совет. Вспомогательный правительственный аппарат. Делегированное законодательство.

Проблема правового положения Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства. Советы графств и округов.

Роль комитетов и отделов в управлении местными делами. Контроль центральной власти над местными органами.

Тема 9.

Основы конституционного права Франции

Основы социально-экономического и политического развития. Партийная система и политические партии.

Конституция Франции 1958 г.

Конституционно-правовой статус личности.

Конституционно-правовой статус политических партий. Многопартийная система. Избирательное право и избирательная система. Референдум.

Избирательное право и избирательная система. Институт референдума.

Парламент: структура, компетенция. Законодательная процедура.

Президент Французской Республики. Ответственность президента. Смешанная форма правления. Президент республики. «Республиканская монархия».

Взаимоотношения парламента, президента и правительства (Совета министров).

Судебная власть. Конституционный надзор.

Административно-территориальное деление и местное самоуправление.

Тема 10.

Основы конституционного права Федеративной Республики Германия

Особенности социально-экономического и политического развития. Крах немецкого фашизма и политика денацификации. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Объединительный процесс. Партийная система и политические партии.

Основной закон Германии 1949 г. Конституционные права и свободы граждан.

13

Избирательное право и избирательная система.

Федеральный парламент, его структура, правовое положение и полномочия. Внутренняя организация Бундестага и Бундесрата. Законодательный процесс.

Президент: избрание, полномочия, правовые акты.

Правительство и Федеральный канцлер.

Судебная система. Конституционный контроль.

Германский федерализм. Правовое положение земель. Местное самоуправление.

Тема 11.

Основы конституционного права Италии и Испании

Особенности социально-экономического и политического развития.

Конституция 1947 г., ее композиция и технико-юридические особенности. Социальная направленность и гуманистический смысл Конституции.

Конституционная система органов государства. Форма правления и государственный режим.

Парламент: структура, полномочия. Равноправие палат. Организация

деятельности палат. Общая процедура. Законодательный процесс.

Глава государства, полномочия и правовой статус. Председатель Совета Министров. Ведомство Председателя Совета Министров и правительственные органы. Публичная администрация.

Конституционные основы судебной системы.

Административно-территориальное устройство. Правовое положение пятнадцати областей с общим статусом и пяти — со специальным. Разграничение законодательной компетенции между государством и областями. Местная автономия. Организация власти в областях, провинциях и коммунах.

Особенности социально-экономического и политического развития.

Конституция Испании 1947 г. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина.

Монарх: полномочия и порядок престолонаследия.

Конституционная система органов государства. Парламентарная монархия. Полномочия главы государства (короля Испании) и его правовые акты. Институт контрасигнатуры. Взаимоотношения с законодательной и исполнительной властями. Генеральные кортесы: структура, полномочия, порядок деятельности.

Правительство: порядок формирования, состав, полномочия. Ограничение статуса члена правительства. Взаимоотношения правительства с парламентом. Делегированное законодательство. Законодательные декреты, декреты-законы. Вотум доверия правительству.

Конституционные основы судебной системы.

Административно-территориальное устройство.

Тема 12.

Основы конституционного права Китайской Народной Республики и Японии

14

Социально-экономическое и политическое развитие.

Конституция КНР 1982 г.: общая характеристика.

Основы конституционного статуса граждан. Особенности конституционно­правового регулирования экономических, социальных и духовно-культурных отношений. Конституционные основы политической системы.

Политические партии и общественные («народные») организации. Коммунистическая партия Китая.

Избирательное право и избирательная система Китая.

Форма правления и государственный режим. Система высших органов государственной власти и управления.

Административно-территориальное устройство и национально­

территориальная автономия Китая. Местные органы государственной власти, государственного управления и общественного самоуправления Китая.

Конституция Японии 1947 г., особенности ее принятия и вступления в силу, структура и порядок пересмотра.

Правовое положение личности в Японии.

Избирательное право и избирательная система. Парламент.

Правовое положение и полномочия палат. Особенности законодательного процесса в Японии.

Император Японии, его юридическое и фактическое положение. Культ императорской власти. Наследование престола по Закону об императорской фамилии 1947 г. Функции императора (микадо): управление государством и священнодействие. Совет императорского двора.

Порядок престолонаследия. Реальная роль императора в управлении страной.

Кабинет министров: процедура формирования, состав, компетенция.

Публичная администрация. Консультативные органы при правительстве Японии.

Судебная система Японии. Верховный Суд. Местное управление и самоуправление.

Тема 13.

Основы конституционного права Индии и Египта

Особенности социально-экономического и политического развития Индии.

Конституция Индии 1950 г: общая характеристика, основы конституционного строя.

Права, свободы и обязанности граждан.

Форма правления и государственный режим. Многопартийная политическая система. Основы избирательного права.

Система органов государственной власти. Конституционный статус президента: порядок избрания, полномочия. Прерогативы в законодательном процессе: право выборочного и отлагательного вето; промульгация законов. Триединый парламент. Исполнительная власть в Индии. Совет министров и его Кабинет. Феномен «премьер-министеризма» в Индии.

15

Индийский федерализм. Местное самоуправление и управление.

Конституция Египта 1971 г. Основы конституционного строя Египта. Основы правового статуса человека и гражданина. Новая Конституция Египта 2014 г.

Президент Египта: порядок избрания, полномочия, взаимоотношения с исполнительной, законодательной и судебной властью.

Народное собрание Египта: полномочия, взаимодействие с другими органами власти, структура и состав.

Организация судебной системы. Общие и специальные суды.

Территориальное устройство Египта: губернии (провинции), местное

самоуправление.

5. Образовательные технологии

5.1. Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

При реализации дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» основной образовательной программы подготовки специалистов по направлению 40.05.01. «Правовое обеспечение национальной безопасности», используются образовательные технологии, отражающие специфику дисциплины.

Учитывая специфику предмета изучения конституционного права зарубежных стран и сложность в его освоении обучающимися при проведении занятий по дисциплине в качестве активной формы обучения используются тематические дискуссии.

Активные методы обучения, используемые на семинарских занятиях дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»

Неимитационные Имитационные
Неигровые Игровые
Круглый стол Анализ конкретных ситуаций Деловые игры

5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудитории

Поскольку интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимся и преподавателем, между самими обучающимися, в том числе с использованием информационных технологий и технических средств.

Для решения задач учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» в рамках семинарских и практических занятий используются следующие интерактивные формы обучения:

— Круглые столы (дискуссия), обсуждение проблемных вопросов.

16

— Деловые игры.

Кроме того, в процессе обучения может быть задействована такая форма диалогового обучения, как тестирование обучающихся по дисциплине в целом.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах

Семестр Вид занятия (Л, СЗ, ПЗ) Используемые интерактивные образовательные технологии Кол-во часов
3 Л -Лекция-визуализация

-Лекция пресс-конференция

2

2

СЗ / ПЗ — Тесты;

— Круглые столы.

— Деловая игра

4

4

2

ИТОГО: 14

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 35 % (14 часов) от 40 часов аудиторных.

6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций

6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО подготовки специалистов по направлению 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации разработан «Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации» по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран», который включает:

а) паспорт ФОС;

б) фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине:

— описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

— вопросы к зачёту;

— комплект типовых задач, тестовых заданий и иных материалов к зачёту, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций;

— методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций;

в) фонд оценочных средств для проведения текущей аттестации обучающихся по дисциплине:

— комплект тестовых заданий,

— комплект других оценочных средств.

17

6.1.1. Примерные тестовые задания для самоконтроля

1. Конституционное право зарубежных стран — это…

A) — то же самое, что и национальное государственное право;

Б) — ответвление от единой науки конституционного права;

B) — отдельная отрасль права.

2. В конституционном праве доминирует.

А) — диспозитивный метод регулирования;

Б) — императивный метод регулирования.

3. Оптация — это …

A) — один из видов женской общественной организации, направленной, преимущественно на защиту материнства и детства;

Б) — период намеренного бездействия политической партии во время предвыборного марафона, своеобразный протест сложившейся системе и механизму предвыборной агитации;

B) — выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством, когда лицо может оставить прежнее гражданство или выбрать новое.

4. Экстрадиция — это.

A) — отделение части государства в результате военного конфликта;

Б) — выдача лица от одного государства другому для следствия и суда;

B) — традиция, вышедшая из употребления/соблюдения.

5. Сецессия — это.

A) — период, когда обязанности несовершеннолетнего монарха до его совершеннолетия берет на себя другой член семьи;

Б) — внеочередной созыв сессии парламента для решения экстренных вопросов;

B) — выход субъекта из состава федерации.

6. Контрасигнатура — это.

A) — законопроекты, касающиеся охраны природы от загрязнения, вносимые в Германский парламент;

Б) — подписи членов оппозиционной партии против действующего премьер- министра;

B) — скрепляющая подпись премьер-министра на актах главы государства (президента или монарха).

18

7. В ряде монархических государств цивильный лист — это…

A) — свидетельство о том, что человек, его предъявляющий является гражданином цивилизованного государства, подданным определенной монархии;

Б) — лист-список, в котором обозначены основные гражданские права подданного данной монархии;

B) — денежные средства, выделяемые парламентом из казны на содержание монарха, его семьи, двора.

8. Неписаные конституции имеются в следующих странах:

A) — Финляндия, Великобритания, Кувейт;

Б) — Великобритания;

B) — Великобритания, Франция, Люксембург;

Г) — Великобритания и Новая Зеландия.

9. Конституция какой страны является первой писаной конституцией в мире?

A) — Франции;

Б) — США;

B) — Греции.

10. Кантоны — это субъекты федерации в…

A) — Индии;

Б) — Швейцарии;

B) — Канаде;

Г) — Австрии.

11. Активное избирательно право — это.

A) — право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатур;

Б) — право быть избранным;

B) — право агитировать за конкретного кандидата.

12. Как много в настоящее время в мире конфедераций?

A) — ни одной

Б) — одна

B) — более 5.

13. Судебные прецеденты выступаю в качестве источников права в.

A) — мусульманской системе права;

Б) — англосаксонской системе права;

B) — романо-германской системе права.

14. Преамбула — это.

А) — вступительная часть конституции;

Б) — первая статья конституции;

19

В) — переходные положения конституции.

15. Индия — государство с формой правления…

A) — президентская республика;

Б) — парламентарная республика;

B) — монархия.

16. Какое определение соответствует понятию «унитарное государство»?

A) — «это государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства; в них назначаются управители, которые формируют местные органы управления»

Б) — «это государство, части которого объединены единой религией и обязаны в случае военной опасности выступить в едином строю против врага»

B) — «это государство, в названии которого есть слово «союз».

17. Форма правления в Японии — …

A) — парламентская республика;

Б) — президентская республика;

B) — конституционная монархия.

18. В Германии президент избирается путем.

А) — прямых выборов;

Б) — косвенных выборов.

19. Великобритания — это.

A) — унитарное государство;

Б) — конфедерация;

B) — федерация.

20. В каких зарубежных странах признаются доктринальные источники права?

A) — только в мусульманских странах;

Б) — в странах романо-германской правовой системы;

B) — в некоторых странах англосаксонской системы права и мусульманских странах.

21. Орган, принимающий документ, по которому выделяются денежные средства на содержание монарха в Великобритании

A) — правительство;

Б) — парламент;

B) — сам монарх;

Г) — Тайный совет.

22. Государство, где применяется процедура «поймать глаз спикера» и ее смысл.

А) — Великобритания, при обсуждении законопроекта для получения права на выступление;

20

Б) — Франция, для получения разрешения выйти во время заседания;

В) — Германия, при голосовании за законопроект показать партийную карточку; Г) — США, для получения разрешения выйти во время обсуждения законопроекта.

23. Невозможность нести ответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые парламентарий поддерживал своим голосованием — это …

A) — депутатский иммунитет;

Б) — депутатская неприкосновенность;

B) — депутатский индемнитет;

Г) — депутатская привилегия.

24. В какой стране женщины лишены избирательных прав?

A) — В США.

Б) — Во Франции.

B) — В Кувейте.

Г) — В Швейцарии.

Д) — Во всех вышеперечисленных.

6.1.2. Примерный перечень вопросов к зачету

1. Конституционное право зарубежных стран как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

2. Понятие и структура конституционно-правовых отношений

3. Источники конституционного права в зарубежных странах.

4. Понятие, юридические свойства и сущность конституции. Виды конституций в зарубежных странах.

5. Понятие и объекты конституционного контроля. Виды конституционного контроля в зарубежных странах.

6. Конституционно-правовое регулирование экономических и социальных отношений в зарубежных странах.

7. Понятие и структура конституционного статуса личности. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах.

8. Понятие и виды форм правления в зарубежных странах.

9. Понятие, отличительные признаки абсолютной монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

10. Понятие, отличительные признаки дуалистической монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

11. Понятие, отличительные признаки парламентской монархии, ее особенности в современных зарубежных государствах.

12. Понятие, отличительные признаки президентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

13. Понятие, отличительные признаки парламентской республики, ее особенности в современных зарубежных государствах.

14. Понятие, отличительные признаки полупрезидентской республики, ее

21

особенности в современных зарубежных государствах.

15. Понятие и виды форм государственного устройства в зарубежных странах.

16. Понятие, отличительные признаки унитарных государств. Виды унитарных государств в зарубежных странах.

17. Понятие, признаки и виды автономий в зарубежных странах. Особенности автономных образований в Италии и Великобритании.

18. Понятие, отличительные признаки федеративных государств. Виды

федеративных государств в зарубежных странах.

19. Способы разграничения компетенции между федеральными органами

государственной власти и органами государственной власти субъектов в зарубежных федерациях.

20. Основания, порядок осуществления федерального вмешательства в

зарубежных государствах. Меры федерального вмешательства в зарубежных странах.

21. Понятие и принципы избирательного права в зарубежных странах. Избирательный процесс в зарубежных странах.

22. Мажоритарные избирательные системы, их сущность и виды в зарубежных странах.

23. Пропорциональные избирательные системы, их сущность и виды в зарубежных странах.

24. Понятие и место главы государства в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Соотношение юридического и фактического статуса главы государства в зависимости от формы правления.

25. Способы замещения поста главы государства в зарубежных странах. Временное осуществление функций главы государства в зарубежных странах.

26. Компетенция главы государства в зарубежных странах. Акты главы государства в зарубежных странах.

27. Парламент и его место в системе высших органов государственной власти зарубежных стран. Правовое положение члена парламента в зарубежных странах.

28. Способы формирования и досрочный роспуск парламентов в зарубежных странах.

29. Политические партии в зарубежных странах.

30. Компетенция парламентов в зарубежных странах. Виды актов парламента в зарубежных странах

31. Законодательный процесс в парламентах зарубежных стран.

32. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в

зарубежных странах.

33. Правительство и его место в системе высших органов государственной власти зарубежных стран.

34. Состав правительства, способы его формирования и прекращения

деятельности. Политическая ответственность правительства в зарубежных странах.

35. Компетенция правительства в зарубежных странах. Акты правительства в

22

зарубежных странах.

36. Понятие делегированного законодательства. Способы делегирования законодательных полномочий и формы контроля за делегированным законодательством в зарубежных странах.

37. Понятие местного управления и местного самоуправления. Основные модели местного самоуправления в зарубежных странах.

38. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти в зарубежных странах.

39. Порядок формирования и компетенция органов местного самоуправления в зарубежных странах.

40. Правоохранительные органы зарубежных стран.

41. Форма правления и система высших органов государственной власти США.

42. Особенности американского федерализма. Система органов государственной власти штатов в США.

43. Форма правления и система высших органов государственной власти в Великобритании.

44. Судебная система Великобритании.

45. Форма правления и система высших органов государственной власти в Германии.

46. Государственно-территориальное устройство Германии.

47. Общая характеристика Основного закона Германии.

48. Форма правления и система высших органов государственной власти во Франции.

49. Государственно-территориальное устройство Франции.

50. Общая характеристика Конституции Франции.

51. Форма правления и система высших органов государственной власти в Италии.

52. Общая характеристика Конституции Италии.

53. Форма правления и система высших органов государственной власти в Испании.

54. Общая характеристика Конституции Испании.

55. Форма правления и система высших органов государственной власти в Египте.

56. Общая характеристика Конституции Египта.

57. Форма правления и система высших органов государственной власти в Индии.

58. Общая характеристика Конституции Индии.

59. Форма правления и система высших органов государственной власти в Японии.

60. Общая характеристика Конституции Японии.

61. Форма правления и система высших органов государственной власти в КНР.

62. Общая характеристика Конституции КНР.

63. Государственно-территориальное устройство КНР.

6.2. Организация контрольно-оценочной деятельности

23

Контроль знаний обучающихся по дисциплине проводится в форме текущей, предварительной и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости обучающихся — текущая аттестация — проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

— на занятиях;

— по результатам проведения контроля уровня усвоения знаний;

— по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

— по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

— по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служить основанием для предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

Предварительная аттестация — проводится в третьем семестре в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся в учебных группах, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей. Преподаватель по результатам текущей успеваемости выставляет в журналы учета посещаемости обучающихся оценки, отражающие рубежный итог учебной работы обучающихся по конкретной дисциплине («5», «4», «3» или «2»). Обучающиеся не имеющие текущих оценок по причине большого количества пропусков, указываются как неаттестованные (в журнале «н/а»).

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в третьем семестре в форме зачета. Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей программы учебной дисциплины. Форма проведения зачёта — устная по билетам. Оценка носит недифференцированный характер и определяется оценками «зачтено», «не зачтено».

Результат зачёта Требования к знаниям

24

«зачтено» теоретическое содержание дисциплины освоено

полностью, сформированы необходимые практические навыки работы с освоенным материалом, все

предусмотренные программой обучения учебные

задания выполнены

«не зачтено» теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые практические навыки работы не

сформированы, выполненные учебные задания

содержат грубые ошибки, дополнительная

самостоятельная работа над материалом дисциплины не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.

6.3. Виды и формы отработки пропущенных занятий

Обучающийся, пропустивший лекционное занятие, обязан предоставить конспект соответствующего раздела учебной и монографической литературы (основной и дополнительной) по рассматриваемым вопросам в соответствии с программой дисциплины.

Обучающийся, пропустивший семинарское занятие, отрабатывает его в дни консультаций преподавателя в форме устного ответа по рассматриваемым на семинарском занятии вопросам в соответствии с программой дисциплины. Пропущенное практическое занятие отрабатывается обучающимся в форме предложенной преподавателем.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная учебная литература

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / И.А. Алебастрова, А.Ш. Будагова, А.С. Ермоленко М.: Проспект, 2014.

7.2. Дополнительная литература

1. Конституционное право зарубежных стран: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.О. Лучина, А.С. Прудникова, Г.А. Василевича. Изд-во ЮНИТИ,

2014.

2. Комкова, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник. — М.,

2015. — 415 с. Режим доступа: http://www.biblio-

25

online.ru/thematic/?8&id=urait.content.41A1050D-C170-49F3-A8CB-

174392F491C4&type=c_pub

7.3. Электронные ресурсы

1. http: //worldconstitutions .ru — Конституции государств (стран) мира (дата обращения 02.06.2014 г.)

2. http: //www.usa.gov/ — Правительство США (дата обращения 02.06.2015 г.)

3. http: //www.house. gov/ — Палата Представителей Конгресса США (дата обращения 02.06.2015 г.)

4. http: //www. senate .gov — Сенат Конгресса США (дата обращения 02.06.2015 г.)

5. http://www.gouvernement.fr/ — Правительство Франции (дата обращения

02.06.2015 г.)

6. http://www.parliament.uk/ — Парламент Великобритании (дата обращения 02.06.2015 г.)

7. http://www.biblio-online.ru/ — Электронно-библиотечная система «Юрайт» (дата обращения 02.06.2015 г.)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторные занятия по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» проходят в аудиториях, оборудованных мультимедийными средствами обучения, и в компьютерных классах, обеспечивающих доступ к сетям типа Интернет. В процессе освоения дисциплины используется компьютерная справочно­правовая система «КонсультантПлюс».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *